По книге: Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. / Художник М. А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс. - 2003.

 

Цвет бога войны Хонт-Торума - черный с красным

Тотемы

totems Ниже: Рис. 42. Бронзовая бляха с изображением зооантропоморфных духов-покровителей. Серия аналогичных изделий с процарапанными на поверхности изображениями происходит из Истяцкого клада и связывается некоторыми исследователями с защитным вооружением. II в. до н. э. - II в. н. э.
Рис. 41. Древние традиционные общества остро ощущали свою связь с природой. Иные миры, в которых обитали божества и духи, куда уходили усопшие сородичи, тоже мыслились как миры природные, хотя и отличались от того, где жили люди. Отсюда легкость превращения духа умершего в природные объекты, а также многообразие форм их воплощений - в камнях, растениях, животных. Границы между мирами не были закрытыми, и, по представлениям обских угров, человек мог случайно попасть в мир инобытия, а ушедшие туда предки, ставшие духами, могли на время вернуться обратно. Их пребывание в мире живых отмечалось некоторой необычностью во внешности, а порой и зооморфными чертами. Человеческие коллективы всегда стремились посредством различных обрядов и церемоний к установлению ритуального контакта с предками-покровителями, ибо от них в немалой степени зависело благополучие самого рода. Поэтому регулярные встречи с духами-предками, которые осуществлялись в определенных местах и строго регламентировались ритуалом, во избежание опасного внедрения в свой мир враждебных духов, были непременным условием существования традиционного общества западно-сибирских аборигенов. Эти контакты осуществлялись в глухих урочищах - тотемических центрах. Поведение предков, которые представлялись в мифах существами зооантропоморфными, воссоздавалось в пантомиме ряжеными участниками обряда как подражание поведению животной ипостаси предков. Отдельные архаические черты таких церемоний, некогда разыгрывавшихся в таежных урочищах, сохранились в драматургии медвежьего праздника. plate

Мир-Сусне-Хум

Mir Susne Khum - Heaven's Rider Рис. 3. Бронзовое изображение Мир-Сусне-Хума - популярного божества обских угров. Он сидит положив одну руку на гриву лошади, другую на ее круп, в позе, обычной для отдыхающего кочевника. Небесный всадник словно только что выиграл состязание со своими братьями, которое дало ему право на управление людьми. В эпоху средневековья облик божества приобретает воинственные черты. У бронзовых фигурок появляется оружие (палаш с кольцевым навершием), которое становится обычным атрибутом изображения Мир-Сусне-Хума. VI-VIII вв. Среднее Приобье. НКГМ.

От авторов сайта: Мир-Сусне-Хум - седьмой сын небесного бога Нуми-Торума и его супруги Калтащ-Эквы, он является защитником людей, а его имя означает - "объезжающий мир человек". Возможно, пробразом прослужили угорские воины, объезжавшие с дозором территорию рода.

Бронзовая фигурка Мир-Сусне-Хума с Шутовского культового места. Всадник восседает на мифическом животном с головой лося и туловищем лошади. Животное напоминает пазырыкского коня с маской оленя. Облик лошади соответствует древнейшим мифам о "небесных копытных - лосях-оленях". Томское Приобье. ТОКМ.

Рис. 40. Мир-сусне-хум в виде всадника-богатыря. Это изображение вполне реалистично. Перед нами всадник с непокрытой головой и распущенными волосами. В руке у него палаш. У лошади расчесана грива. Эта деталь отличает убранство коней лесного населения от принятых в тюркском мире обычаев выстригать гривы животных треугольными языками, вертикально стоящими над шеей. VII-VIII вв. Шутовское культовое место. Томское Приобье. ТОКМ.

riding god: a realistic image of a Native Siberian rider

Воинская магия

a warrior who experienced the mystical death, with a skeleton war paint (a bronze figure)

Рис. 45. Эта бронзовая скульптурка позволяет судить об экипировке легковооруженных кулайских воинов. В одной руке металлического человечка большой дугообразный лук, в другой - короткое копье. На обнаженный торс нанесена анатомическая раскраска. Скелет очень часто изображался на одеяниях сибирских шаманов. Согласно древним мистическим представлениям, распространенным среди представителей охотничьих культур, жизнь живых существ концентрируется в скелете, и кости символизируют некое исходное начало животной жизни - тот каркас, на который вновь нарастает плоть. Люди мистически возрождаются к новой жизни, начиная с костей, они не "рождаются снова", а оживают, их скелеты обретают новую плоть. В данном случае скелетированное изображение груди означает, что персонаж перенес мистическую смерть и возрождение и не принадлежит более к миру людей. Частичное скелетирование в традиционном антропоморфном искусстве - будь то остров Пасхи, Северная Америка, Африка или Сибирь - означает присутствие в нездешнем мире, то есть указывает на смерть мистическую или реальную. В последнем случае эта деталь могла просто сообщать о принадлежности фигурки к кругу духов-предков. Обращает на себя внимание прическа воина, напоминающая аналогичные прически таштыкских воинов с тепсейских пластинок и даже... японских воинов эпохи раннего средневековья.

Некоторые ритуалы

Культовые амбарчики

ritual warehouse

Рис. 48. В таких культовых амбарчиках обские угры помещали изображения божеств и духов-покровителей. Здесь совершались жертвоприношения, разыгрывались священные церемонии. "Большие" князья, подчеркивая свою "связь с великим духом", переносили его изображение в свое жилище или городок-крепость и становились его "верховными жрецами". Наверное, многие из них действительно обладали шаманским даром, с успехом используя это на войне. Вожди же родо-племенных ополчений вместе со своими людьми продолжали поклоняться старым святыням, скрытым в местах родового культа. Сюда несли оружие и подарки: бронзовые зооморфные фигурки, подвески, серебряную посуду. Культовые места становились арсеналами, оружие из которых при необходимости использовалось по своему прямому назначению. Сам идол часто выступал в роли боевого фетиша, укреплявшего дух своих подопечных. Вокруг изображенного амбарчика установлены деревянные фигуры менквов, призванных защищать жилище главного бога. Менквами назывались лесные духи. По некоторым представлениям, они высоки как дерево (часто выглядят, как ель), у них огромная физическая сила. Менквы без труда меняют свой облик, превращаясь, помимо дерева, в насекомых, земноводных или пресмыкающихся. Менквам, как и другим духам, приносили жертвы, лучшей из которых считался конь черной масти.


Справа: Таежное святилище Мис-хум-ойки в верховьях Северной Сосьвы. Мис-хум - "лесной человек". Отличить лесных людей можно по высокому росту и семи пальцах на руках. Обители они в труднодоступных таежных местах и были доброжелательны к людям. Основным занятием мифических лесных людей была охота на зверей, а вместо собаки, по представлениям манси, им служил соболь с шелковым шнурком на шее.

Стрелы

Стрелы издревле имели сакральное значение. Они нередко использовались в различных культовых церемониях и шаманской практике. Отточенным наконечником селькупы перерезали пуповины новорожденных, при этом каждый раз к древку привязывалась тряпочка-приклад. По легенде, при первом вывозе новорожденного мальчика на родовое озеро они бросали в воду лук и стрелу. Да и сами воины назывались у них "лака", что означало военную стрелу. У васюганско-ваховских хантов при рождении мальчика лук и три стрелы вешали на ель или сосну. Салымские же ханты помещали лук и стрелы в священный амбарчик, подобным образом поступали и манси. По целому ряду этнографических свидетельств, лук и стрелы в отдельных случаях заменяли шаманский бубен - непременный атрибут камлания и главное "транспортное" средство шамана, посредством которого он совершает свои путешествия в иные миры. Все это, вероятно, связано со свойством стрелы целенаправленно перемещаться в пространстве. Посещая культовые места, обские угры еще недавно жертвовали духу стрелу.

См. также:

О скальпировании

Ритуальное уничтожение тела врага


Ритуал примирения с мертвым врагом


Ритуал обретения воинской силы


Ритуал почитания культовых предков-богатырей
Hosted by uCoz