oleni
м а н с и
угры - вогулы - манси
oleni

 

на главную страницу  сайта о манси и ханты mansi gauntlet

 

Священное покрывало с мужского святилища ныне в музее могут видеть и женщины.

sacred coverlet

 

Mir Susne Khum - 
    World Observing Man / Соловьев А. И.  Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: 
    от каменного века до средневековья. / Художник М. А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс. - 2003.

 

Мир-сусне-хум в виде всадника-богатыря. Это изображение вполне реалистично. Перед нами всадник с непокрытой головой и распущенными волосами. В руке у него палаш. У лошади расчесана грива. Эта деталь отличает убранство коней лесного населения от принятых в тюркском мире обычаев выстригать гривы животных треугольными языками, вертикально стоящими над шеей. VII-VIII вв. Шутовское культовое место. Томское Приобье. ТОКМ

Mir Susne Khum. Below: a realistic figure of the Heaven Rider,
    the Ugorian rider has flowing hair, horse's mane is unshorten   / Соловьев А. И.  Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: 
    от каменного века до средневековья. / Художник М. А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс. - 2003.

 

Бронзовая птица - средневековый потомок кулайских, т. е. угросамодийских воинских значков (эпохи Великого переселения народов). Могла служить украшением богатырской шапки. Образ птицы также трактуют как символ отлетающей души воина.

sacred bird - a symbol of a warrior's soul Справа: Таежное святилище Мис-хум-ойки в верховьях Северной Сосьвы. Мис-хум - "лесной человек". Отличить лесных людей можно по высокому росту и семи пальцах на руках. Обители они в труднодоступных таежных местах и были доброжелательны к людям. Основным занятием мифических лесных людей была охота на зверей, а вместо собаки, по представлениям манси, им служил соболь с шелковым шнурком на шее.
(Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. / Художник М. А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс. - 2003.)
ritual warehouse / picture by  M. A. Lobyrev

В таких культовых амбарчиках обские угры помещали изображения божеств и духов-покровителей. Здесь совершались жертвоприношения, разыгрывались священные церемонии. "Большие" князья, подчеркивая свою "связь с великим духом", переносили его изображение в свое жилище или городок-крепость и становились его "верховными жрецами". Наверное, многие из них действительно обладали шаманским даром, с успехом используя это на войне. Вожди же родо-племенных ополчений вместе со своими людьми продолжали поклоняться старым святыням, скрытым в местах родового культа. Сюда несли оружие и подарки: бронзовые зооморфные фигурки, подвески, серебряную посуду. Культовые места становились арсеналами, оружие из которых при необходимости использовалось по своему прямому назначению. Сам идол часто выступал в роли боевого фетиша, укреплявшего дух своих подопечных. Вокруг изображенного амбарчика установлены деревянные фигуры менквов, призванных защищать жилище главного бога. Менквами назывались лесные духи. По некоторым представлениям, они высоки как дерево (часто выглядят, как ель), у них огромная физическая сила. Менквы без труда меняют свой облик, превращаясь, помимо дерева, в насекомых, земноводных или пресмыкающихся. Менквам, как и другим духам, приносили жертвы, лучшей из которых считался конь черной масти

 

|  cсылки по теме  |  орнаменты  |  сайт "ветви ясеня"  |  разное  |
пайсе, рума
 
обновление: 01.11.03
 
контактный e-mail:  uralia75ru@mail.ru
 
oleni
Hosted by uCoz