Художественные произведения на тему коренных народов Урало-Сибирского региона

Алексей Иванов. Сердце Пармы.
Роман-легенда. М.: Пальмира. - 2003. - 478 с.
Цена: в районе 100 руб. (твердый переплет)

Итак, оно свершилось! Наконец-то освещается история не только центра, но и периферии, не только официального христианства, но и судьбы традиционных верований различных народов того пространства, что сегодня называется Россией. Пусть даже в полуфэнтези, пусть даже в весьма своеобразной книге. А то типичная историческая литература у нас в стране, начиная с А. Ладинского, это все про то, как некий государственный деятель решал непростые задачи расширения и централизации русского государства, и все это - с точки зрения центральной власти, разумеется. У А. Иванова действуют деятели только регионального, так сказать, масштаба, а также простые русские колонизаторы разных социальных слоев, вплоть до ушкуйничков, и показаны приуральские и уральские язычники (пермяки и вогулы (манси)). Но все та же пресловутая историческая задача построения государства с единой религией в конечном итоге оправдает у него все: и пролитую кровь, и сожженные жилища, и погубленную Прокудливую Березу. Золотая Баба, языческая мадонна, в книге также фигурирует, за ней и другими сокровищами, понятное дело, гоняются жадные люди.

В романе много фантастического, но основа у него историческая, как историчны князья, лидеры различных этносов. Кроме того, намеренно и без разъяснений употребляются реалии и слова колонизируемых народов. Но, главное, что несмотря на проскальзывающую за всем этим гнилую идейку конечной исторической правоты насильственной централизации и христианизации, несмотря на смакование местами средневековых ужасов (таких, как поедание печени врага, скальпирование, казни, голод и каннибализм), впервые появляется роман, где слышится голос тех, кого "присоединяли", а пермяки и вогулы занимают в книге существенное, а вовсе не проходное место. Автор как никак стремился показать и трагизм происходившего, и магическое очарование чужих верований, явленное в лицо древней, при том сексуальной и вечно молодой ведьмы… Большое значение для развития сюжета имеет судьба вогульского "князца" Асыки, который ранее в исторической науке рассматривался лишь как злобный дикарь, противостоящий христианству. Вместе с тем, А. Иванов почти так и не заглянул ему в мысли, зато не пропустил ни одного штампа для изображения "туземца": Асыка у него все больше гордо молчит да инфернально усмехается, молча курит у костра, внезапно появляется и исчезает… Но и за то, что коренные жители впервые не представлены маловразумительными фигурами, которые не могут и двух слов связать, большое автору спасибо!

Фильмы

СОКРОВИЩА МЕРТВЫХ
Сериал, приключенческий боевик в 6 сериях
Режиссер: Игорь Шавлак
РОССИЯ, 2002

В ролях:
МИХАИЛ МАМАЕВ
АЛЕКСЕЙ МОИСЕЕВ
АЛЛА КОВНИР
СВЕТЛАНА МЕТКИНА

Начинается, короче, так: 1934 год, Западная Сибирь. Группа красноармейцев преследует профессора Звягинцева, исследующего путь к пещере, в которой хранится языческое божество. Этому злому идолу издавна поклоняются северные народы... Спустя многие годы молодые ученые решили пройти путь, указанный их погибшим коллегой. В прошлом студенты-однокашники, в поисках сокровищ они приезжают в Западную Сибирь, но теперь за ними гонится не отряд НКВД, а группа бандитов. Один из героев остается в живых и находит древнюю пещеру…

Действие происходит в Западной Сибири, Югорской тайге, где плохие и испорченные цивилизацией русские в лице каких-то совсем плохих бандитов и не совсем безнадежно плохих выпускников универа идут по следам прежней экспедиции в поисках сокровищ. При этом они друг другу мешают, сами гибнут, а непонятный (ханты?) проводник бандитов молча за всем этим наблюдает. Он вмешается только ближе к концу, когда будет нужно. Но его тоже сгубит жажда наживы. Местное население представлено лишь эпизодически, в виде колдуньи (опять-таки) и шамана (а как же сибирский колорит вам, и чтоб без шамана?). Это хранитель золото, он, разумеется, мудрый и сдержанный.

С тем же успехом поиски священных сокровищ некого народа могли происходить в Африке или на Аляске. В общем, штампов много, а собственно югорского все равно мало. И все же чудо в этом фильме произходит: Золото остается в пещере коренных жителей.

 

И о "Ермаке", книге, фильме и человеке.
Что тут скажешь… Ну, в интерпретации что книги, что фильма, коренные жители Сибири, словно беспомощные дети, жмутся к русским, прося у них защиты от мерзкого хана, и те им охотно покровительствуют. Сами же "туземцы", когда случайно вдруг промелькнут в эпопее о покорении их земель, изъясняются примерно на таком уровне:

"Вогулич!" - понимающе переглянулись казаки. Ильин не зевал, размахнулся и бросил аркан. Рыбак и охнуть не успел, как очутился в объятиях могучего казака. Станичник мял его, хлопал по спине: - Не бойся, друг, худа тебе не сделаем!
Вогулич и не думал бежать, он покорился своей судьбе и только жалко улыбался. - Таймень! Таймень! - восклицал он, показывая на речку и на острогу. Казаки догадались и нашли в челне жирных сибирских лососей. - Идем, друг! - повели они вогулича в табор. Тут его посадили у костра, сняли аркан и сытно накормили кашей. Вогул наелся до отвала, лицо его лучилось от улыбки. Он хлопал себя по животу и повторял: - Карош, ой, карош... (Евгений Федоров. Ермак. )

В целом местное население остается за кадром. Но поскольку произведение называется в честь Ермака, то и рассказано там в общем-то о Ермаке и его команде. Единственно, что под конец его обстреливали вогулы, которые изредка все-таки появляются на сцене действия.
А сам Ермак потом утонул, об этом у Бажова сказ такой был.

Hosted by uCoz