Сязи Антонина Макаровна
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ХАНТОВ НИЖНЕЙ ОБИ
Редактор Е. М. Зах
Компьютерный набор Е. Н. Капкаева
Художник М. Е. Петров
Перевод на английский язык А. А. Рыбинская
Фото А. А. Валов
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА
А.
М. Сязи
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО ХАНТОВ
НИЖНЕЙ ОБИ
Тюмень 1995
RUSSIAN
ACADEMY OF SCIENCES SIBERIAN DIVISION INSTITUTE OF NORTHERN DEVELOPMENT
Antonina M. Syazi
THE DECORATIVE-APPLIED ART
OF KHANTY POPULATION
OF THE LOW OB
Tyumen
1995
МУНГ УЛОПСЭВ — НАША ЖИЗНЬ
Длительный процесс этногенеза и этнической истории
хантов, их широкое расселение при изолированности отдельных групп, контакты с
соседями определили сложный характер
культуры нашего народа. Как этническая общность
ханты сложились в I тыс. до н. э. — I тыс. н. э. в
результате слияния продвинувшихся с юга угорских племен с племенами охотников и
рыболовов таежного Зауралья. В литературе неоднократно отмечались особенности
языка и культуры разных групп хантов. Исследователи выделяют три большие
группы: северную, южную и восточную.
В альбоме представлены
одежда, обувь, бытовые вещи и предметы культа части северных хантов, проживающих
по рекам Сыня, Куноват и на участках, прилегающих в этом регионе к Оби
(Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа).
Северные ханты
занимаются в основном рыболовством, оленеводством, охотой; живут в чумах
и деревянных домах. У охотников, рыболовов бывает по четыре сезонных поселения
и на каждом — особое жилье, а оленевод, куда ни придет, ставит только чум.
Любая постройка для человека или животного называется хот. К этому слову
добавляются определения: из какого материала та или иная постройка —
берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность — зимняя, весенняя, летняя,
осенняя; иногда размер и форма, а также назначение — собачья, оленья. Одни
жилища стационарные, а другие — переносные, их можно легко ставить и разбирать.
Было и передвижное жилье — большая
крытая лодка.
С давних пор у хантов, как и у
многих других народов, при изготовлении предметов быта существовало разделение
труда между мужчинами и женщинами. Мужчины изготовляли изделия из дерева, кожи,
кости; женщины шили одежду из меха, сукна, бисера.
Человек и природа, искусство и природа веками жили в единстве. Природа
будила воображение, оттачивала формируемое в процессе труда чувство красоты. У
населения северных районов особенно развито искусство изготовления изделий из
меха. До настоящего времени коренные жители ходят в меховой одежде, отделанной
меховой мозаикой и цветным сукном.
Веками в хантыйском народном
творчестве отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и
композиции, свои художественные
принципы. В них выражались нравственные
и эстетические идеалы хантов. Тесно связанное с бытом, народное
искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками — как
одной из важных форм народной культуры.
Характерной особенностью культуры
хантов является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем
изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею
можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в
культуре хантов чрезвычайно устойчив и "умирает" вместе с вещами. В
ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на
нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные
мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных народов, — к культу
воды, огня, различным явлениям природы,
человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя
частицей этого большого мира.
Народное предметное творчество
неотделимо от фольклора — это один целостный мир народной поэзии.
Мифопоэтические образы, имевшие в древности магическое, ритуальное значение,
со временем трансформировались, но сохранили свой эстетический смысл, художественное
воплощение главных жизненных начал. Хантыйские мастера бережно передают их из
поколения в поколение.
Наиболее ярким выражением
изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из
достоинств одежды северных народов — это практичность. Она рассчитана не только
на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков.
Одежда у хантов сынско-куноватского и нижнеобского
регионов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой
одежде. Мужская меховая одежда — молсянг (малица) шьется мехом внутрь из
тонких оленьих шкур (неблюя). Это так называемая глухая одежда — без разреза
спереди, надевают ее через голову. По народному выражению, "в одну дырку
входишь, из трех выходишь". На малице украшают орнаментом только рукава,
иногда узор пропускают между подолом и станом малицы, часто это место
украшается несколькими полосками и
зубчиками из разноцветного сукна. На рукава идет более сложный орнамент, а по
подолу пропускают мелкий узор. Поверх молсянг в сильные морозы надевают
кувась — гусь. Его шьют из более густого осеннего меха белого или пестрого
оленя мехом наружу. Кувась украшают на спине полосками цветного сукна.
На рукава вырезается сложный узор из цветного сукна. Рукавиц у гуся нет, так
как их пришивают к малице. В летний и осенне-весенний период носят нуй
кувась из плотного сукна, который защищает оленевода и охотника от дождя и
гнуса. К нуй кувась, в отличие от
зимнего гуся, пришивают рукавицы, изготовленные из того же материала.
Рукава, как и у малицы, украшают орнаментом из цветного сукна, часто по подолу
и капюшону пропускают кант из цветной ткани или сукна — для украшения и чтобы
не распускались края ткани. Детская одежда для мальчиков шьется по такому же
принципу, что и мужская, только отличается размерами. Детскую одежду орнаментируют
больше, чем взрослую.
Женская зимняя и летняя одежда очень практична и
красива. По меховой шубе — сах на
Севере определяют уровень мастерства женщины, так как без умения шить меховые
изделия невозможно выжить в суровых климатических условиях. Молодые оленеводы,
выбирая себе невесту, в первую очередь узнают, умеет ли она шить, а потом уже
выясняют о ней все остальное.
Меховая шуба имеет распашной крой, без капюшона, полы
завязываются замшевыми тесемками,
воротник обычно из меха пушного зверя, реже — из оленьего меха. Носят
ее с шапкой, украшенной орнаментом и металлическими подвесками, а чаще — с
красивым кашемировым платком. Меховая шуба бывает как с узорами, так и без них.
Для изготовления такой шубы берут мех неблюя — олененка 3—4-месячного возраста.
Подкладку делают тоже из меха олененка, только 4—5-месячного. Праздничная
меховая шуба богато орнаментируется. Основным украшением является геометрический узор, который
располагается вдоль полок, не доходя до низу, и опоясывает шубу между станом и
широкой пришивной полосой на подоле. Кроме того, обязательны вертикальные
вставки с узором в конструктивных швах стана по бокам и на спине; украшают
также обшлага и плечевые швы. Узоры по низу стана располагают обычно сложные, с
множеством геометрических элементов.
Каждый из них несет свою смысловую нагрузку, имеет свое определенное название и символику. Нуй сах
— осенне-весенняя одежда женщин шьется из различного сукна: праздничная —
из красного, зеленого, синего и желтого, а будничная — из серого и черного. Как
и меховую шубу, нуй сах богато орнаментируют. В настоящее время
используют бисер для плетения орнамента, нашивают его на полоску сукна, а потом
— на нуй сах.
Кроме верхней одежды ханты этого
региона шьют и красивые национальные платья:
будничные, как правило, из
ситца, сатина, фланели, для праздничных
платьев используют дорогие шелка. Украшают их однотонными полосками из другого
материала. Эти изделия насыщены цветом.
Традиционный фасон — спереди и сзади на кокетке;
рукава — длинные; под мышкой вставляют четырехугольник из той же или другой
ткани; на стане под кокеткой делают крупные складки. Воротник обычно простой,
как у рубашки. Ворот застегивается на пуговицы или вставляют замки. Манжеты на
рукавах часто украшают узором, подол окантовывают тканью. На шею поверх платья
всегда надевают множество бус и нагрудное украшение, которое плетется из бисера с применением геометрического узора. На реке Куноват и в
районе пос. Азовы национальные платья отличаются от тех, которые шьются на реках
Сыня и Войкар. У них выше кокетка, внизу к стану пришита оборка с нашитыми
полосками из другой ткани, низ оборки окантован. Поверх платья надевают халат,
сшитый из хлопчатобумажной ткани и богато орнаментированный аппликацией из другого материала.
Мужская рубашка шьется из той же
хлопчатобумажной ткани, что и женские халаты, по кокетке украшается мелким
узором или полосками другой ткани, по подолу пропускается орнамент аппликацией
по ткани.
Особым видом прикладного искусства
хантов этого региона является
изготовление сумок. Сколько на Севере женщин, столько и разнообразных
сумок. Они используются и в качестве чемоданов, и как хозяйственные сумки, и
как дамские сумочки.
Сумки бывают двух видов. Одни небольшого размера,
вытянуты вертикально; их называют тучанг. Такие есть у каждой мастерицы,
изготовляющей меховую одежду. Верхняя часть сумки делается из ровдуги и
стягивается кожаным ремешком, нижняя — более жесткая по онструкции, выполняется
почти всегда из шкурки, снятой с головы оленя. Сумки богато орнаментируются.
Всевозможные подвески из колечек, цепочек, монет, бус, из высушенных зубов
оленей и копытцев новорожденных оленят также служат своеобразным декоративным
приемом, которым охотно пользуются женщины, украшая свои сумки. В них хранятся
принадлежности для рукоделия, кусочки меха, полоски цветного сукна,
орнаментальные заготовки, иголки, наперсток, сухожильные нитки и другие мелочи.
Как правило, к верхней части сумки прикрепляется игольник — продолговатая
полоска меха с лобной части головы оленя, на которую с кожаной стороны
нашивается цветное сукно для втыкания игл. К нижнему краю игольника пришивают кармашек из ровдуги для хранения наперстка.
Игольник, сложенный вдвое мехом наружу, завязывается ровдужным шнурком. В швы
игольника часто вшивается белый олений подшейный волос — аккуратными мелкими
стежками из сухожильных нитей.
Другие сумки (ур хир) — большие, вытянутые по
горизонтали, используются во время
кочевья как чемоданы. В них хранятся мелкие вещи. Шьют ур хир из короткошерстной
шкуры, взятой с лобной части головы оленя. Верх такой сумки так же, как и тучанга,
состоит из ровдухной полосы, занимающей
примерно одну треть всей сумки, и завязывается ровдужными завязками.
Разнообразны узоры, украшающие такие сумки. Каждый из них — строго
геометрического характера, символизирует животный мир Севера и носит свое
название.
Для обуви шьют сумки из плотного
сукна, вытянутые по вертикали. Как и меховые сумки, их богато орнаментируют.
Из сукна или другой плотной ткани шьют чехлы дл л подушек, которые
орнаментируют по всей длине, мешочки для табака и многие другие изделия.
Много внимания уделяется в народном творчестве детской
игрушке. Так, кукол любовно украшают бисером, шьют им одежду, как меховую, так
и из ткани. У хантов известна и кукла с сакральной функцией, ее называют иттарма.
Это изображение умершего, в которое, по представлениям народа, вселяется душа
умершего. Его делают после смерти мужчины через пять дней, женщины — через
четыре дня. Складывают пополам новую тряпку и в место изгиба вставляют пучок
волос умершего, затем обматывают тряпкой, надевают сах (для женщины)
или молсянг (для мужчины). Для иттармы в небольшой деревянной или
берестяной коробке, стелят постель с подушкой. Ставят коробку на самое почетное
место. Пока иттарма находится дома, с ней обращаются как с живым
человеком. Ночью ее укладывают спать, днем поднимают и в одетом виде садят в коробке,
для нее ставят чашку с пищей и "кормят" вместе со всеми за одним
столом. Куклу-иттарму держат дома разный срок, в зависимости от региона. У
одних групп это четыре года (женщина), пять лет (мужчина), у других,
соответственно, четыре-пять месяцев. После этого куклу отвозят в лес, в
специальный амбарчик, или на кладбище.
Художественной обработкой твердых
материалов занимаются меньше. Это чисто мужская работа. Строгими резными
узорами раньше украшали деревянные табакерки, коробочки, женские кроильные
доски и выбивалки для снега, сейчас это делается редко. Из рога и кости оленя,
бивня мамонта, который находят в земле, вырезаются кре-пилки для сухожильных
нитей и фигурки животных, различные украшения на оленью упряжь.
В области
декоративного искусства хантов особенно велика роль женщины. Следуя
традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление
изделий ряд особенностей, применяясь к тому или иному материалу, умело
используя его свойства. В каждом конкретном случае она отбирает то, что
наиболее соот ветствует данному материалу и назначению орнамента, стремится создать
ясные и четкие его формы. В процессе творчества мастерица то дробит, то
обобщает их, отбрасывает лишние детали
или дополняет мотивы новыми элементами. Немалую роль при этом играет форма декорируемого предмета, размеры и конфигурация подлежащего
орнаментации участка. Бывают случаи, когда приходится то суживать, то
растягивать элементы узора, обрамлять им то квадратный, то круглый предмет. В
результате узор видоизменяется, иногда настолько, что между орнаментальными
мотивами общего происхождения и одинаковой формы утрачивается всякое сходство
и им может быть приписано разное происхождение. Меняются общий вид орнамента,
его стилевые черты. В одном случае
внешние контуры мотивов
складываются из прямых линий, в других — из кривых или ломаных, варьируют размеры узоров и т.
д.
Эти и другие процессы, приводящие
к возникновению новых форм на основе старых, иногда существенно видоизменяют
целые области орнамента, вследствие чего создается впечатление зависимости их
от других областей декоративного творчества.
Остановимся на геометрическом орнаменте и его
символике в декаративно-прикладном искусстве нижнеобских хантов.
Одним из наиболее характерных
является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха. Мотивы его
отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно
крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых
под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и
весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный
орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с
частями тела человека. Приведем некоторые примеры.
Евдокия Константиновна Ребась из
с. Усть-Войкары в своей одежде чаще всего использует мотивы пернаянг оханг
нёхас 'соболь с крестообразной головой', ай лов унгал ханши
'орнамент рот жеребенка', пернаянг ханши 'крестообразный орнамент'.
Анастасия
Тихоновна Тоярова из с. Лопхари чаще всего вводит в одежду хор онгат ханши
'орнамент рога оленя-хора'. Этот мотив очень распространен на всей рассматриваемой
территории и чаще всего встречается на нуй сахе, а также на меховой
одежде. Нередки в орнаменте одежды мотивы,
связанные с рогами северного оленя: ун хор онгат 'рога
большого оленя-хора', ай хор онгат 'рога молодого оленя-хора'.
Наталья Гавриловна Лонгортова из д. Евригорт украсила свою шубу орнаментом
лук ханши 'глухаря узор', рукава — лов унгал 'лошади рот'. Эти
узоры относятся к группе несложных и поэтому также используются почти во всех
изделиях как по меху, так и по бисеру, сукну.
Очень сложные мотивы выбрала для
своей меховой шубы А. П. Ма-нямова из с. Восяхово: китпус куранг вой онгат
'двойной лосиный рог' и китпус лов нял 'двойной лошадиный нос'.
Мастерица подошла к своему изделию творчески, и чувствуется, как много умения
она вложила в него.
Мария Семеновна Нензелова
использует мотивы, связанные с растительным миром: сумат нув
'березовая ветка' и молтас лойты сумат нув 'отдельная березовая ветка'.
Животный мир в орнаменте берестяной люльки представила
Наталья Гавриловна Лонгортова. Каланг онгат 'олений рог' искусно
нанесен путем выскабливания. Кроме каланг онгат здесь можно встретить ай
куранг вой онгат 'рог молодого лося', нанесенный той же техникой. Это дневные люльки со спинками, где дети
могут бодрствовать в течение дня.
В женской одежде, , выполненной из
сукна, используют несложные узоры, так как при вырезании сложного орнамента из
этого материала могут быть искажения, когда он будет нашиваться на нуй сах.
Обычно применяют ох пусах 'головки', совар пал 'заячьи уши', хор
онгат 'оленьи рога'. Например, Любовь Прокопьевна Тогачева из с. Азовы
взяла мотив ху шуп 'половина мужчины'. Этот орнамент часто
используют в летней одежде, а начинающие мастерицы и в зимней.
Хантыйское прикладное искусство этого региона, как и искусство
каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто
захочет серьезно и глубоко изучить его,
этот язык станет понятным, откроется
красота и выразительность произведений хантыйского искусства, их глубокое
содержание и непреходящая эстетическая ценность.
Представленные
материалы собраны совместными
экспедициями 1988—1989 гг., организованными Окружным центром национальных культур (г. Салехард) и Эстонским национальным музеем
(г. Тарту). Руководители экспедиций: П. Е. Салтыков и Э. А. Саар. Рисунки выполняли эстонские
художники: А. А. Эньхиелм, В. И.
Серглов, К. К. Эрм, К. П. Виллемсон, А. В. Тынисон, Т. И. Кяхр, М. А. Хунт, И.
А. Эрм, Т. Вызу.
Инициаторы создания альбома — Администрация
Ямало-Ненецкого округа и А. М. Сязи, заведующая лабораторией этнографии и
этно-лингвистики Ямала Института проблем освоения Севера СО РАН.