Сязи Антонина Макаровна

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ХАНТОВ НИЖНЕЙ ОБИ

                                                              


Редактор Е. М. Зах

Компьютерный набор Е. Н.  Капкаева

Художник  М. Е. Петров

Перевод на английский язык А. А. Рыбинская

Фото А. А. Валов

 

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

А. М. Сязи

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО ХАНТОВ

НИЖНЕЙ ОБИ

Тюмень 1995

 

 

 

RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES SIBERIAN DIVISION INSTITUTE OF NORTHERN DEVELOPMENT

Antonina M. Syazi

THE DECORATIVE-APPLIED ART

OF KHANTY POPULATION

OF THE LOW OB

Tyumen 1995

 

 

МУНГ УЛОПСЭВ — НАША ЖИЗНЬ

 

Длительный процесс этногенеза и этнической истории хантов, их широкое расселение при изолированности отдельных групп, контакты с соседями определили сложный характер  культуры  нашего  народа. Как этническая   общность   ханты   сложились   в I тыс. до н. э. — I тыс. н. э. в результате слияния продвинувшихся с юга угорских племен с племенами охотников и рыболовов таежного Зауралья. В литературе неоднократно отмечались особенности языка и культуры разных групп хантов. Исследователи выделяют три большие группы: северную, южную и восточную.

В альбоме представлены одежда, обувь, бытовые вещи и предметы культа части северных хантов, проживающих по рекам Сыня, Куноват и на участках, прилегающих в этом регионе к Оби (Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа).

 

Северные   ханты   занимаются в основном рыболовством, оленеводством, охотой; живут в чумах и деревянных домах. У охотников, рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом — особое жилье, а оленевод, куда ни придет, ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется хот. К этому слову добавляются определения: из какого материала та или иная постройка — берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность — зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а также назначение — собачья, оленья. Одни жилища стационарные, а другие — переносные, их можно легко ставить и разбирать. Было и передвижное жилье — большая  крытая лодка.

С давних пор у хантов, как и у многих других народов, при изго­товлении предметов быта существовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Мужчины изготовляли изделия из дерева, кожи, кости; женщины шили одежду из меха, сукна, бисера.

Человек и природа, искусство   и природа веками жили в единстве. Природа будила воображение, оттачивала формируемое в процессе труда чувство красоты. У населения северных районов  особенно  развито искусство изготовления изделий из меха. До настоящего времени коренные жители ходят в меховой одежде, отделанной меховой мозаикой и цветным сукном.

Веками в хантыйском народном творчестве отрабатывался свой образ мира, свои орнаментальные мотивы и композиции, свои художественные  принципы. В них выражались нравственные  и эстетические идеалы хантов. Тесно связанное с бытом, народное искусство развивалось не только в единстве с трудом, но и с праздниками — как одной из важных форм народной культуры.

Характерной особенностью культуры хантов является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причи­не орнамент в культуре хантов чрезвычайно устойчив и "умирает" вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более   жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных народов, — к культу воды, огня, различным явлениям  природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.

Народное предметное творчество неотделимо от фольклора — это один целостный мир народной поэзии. Мифопоэтические образы, имев­шие в древности магическое, ритуальное значение, со временем транс­формировались, но сохранили свой эстетический смысл, художест­венное воплощение главных жизненных начал. Хантыйские мастера бережно передают их из поколения в поколение.

Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов — это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков.

Одежда у хантов сынско-куноватского и нижнеобского регионов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в ме­ховой одежде. Мужская меховая одежда — молсянг (малица) шьется мехом внутрь из тонких оленьих шкур (неблюя). Это так называемая глухая одежда — без разреза спереди, надевают ее через голову. По народному выражению, "в одну дырку входишь, из трех выходишь". На малице украшают орнаментом только рукава, иногда узор пропускают между подолом и станом малицы, часто это место украшается  несколькими полосками и зубчиками из разноцветного сукна. На рукава идет более сложный орнамент, а по подолу пропу­скают мелкий узор. Поверх молсянг в сильные морозы надевают кувась — гусь. Его шьют из более густого осеннего меха белого или пес­трого оленя мехом наружу. Кувась украшают на спине полосками цветного сукна. На рукава вырезается сложный узор из цветного сук­на. Рукавиц у гуся нет, так как их пришивают к малице. В летний и осенне-весенний период носят нуй кувась из плотного сукна, который защищает оленевода и охотника от дождя и гнуса. К нуй кувась, в отличие от   зимнего гуся, пришивают рукавицы, изготовленные из того же материала. Рукава, как и у малицы, украшают орнамен­том из цветного сукна, часто по подолу и капюшону пропускают кант из цветной ткани или сукна — для украшения и чтобы не распу­скались края ткани. Детская одежда для мальчиков шьется по такому же принципу, что и мужская, только отличается размерами. Детскую одежду орнаментируют больше, чем взрослую.

Женская зимняя и летняя одежда очень практична и красива. По меховой шубе — сах на Севере определяют уровень мастерства жен­щины, так как без умения шить меховые изделия невозможно выжить в суровых климатических условиях. Молодые оленеводы, выбирая себе невесту, в первую очередь узнают, умеет ли она шить, а потом уже выясняют о ней все остальное.

Меховая шуба имеет распашной крой, без капюшона, полы завязы­ваются  замшевыми  тесемками,  воротник обычно из меха пушно­го зверя, реже — из оленьего меха. Носят ее с шапкой, украшенной орнаментом и металлическими подвесками, а чаще — с красивым кашемировым платком. Меховая шуба бывает как с узорами, так и без них. Для изготовления такой шубы берут мех неблюя — олененка 3—4-месячного возраста. Подкладку делают тоже из меха олененка, только 4—5-месячного. Праздничная меховая шуба богато орнаментиру­ется. Основным украшением  является геометрический узор, который располагается вдоль полок, не доходя до низу, и опоясывает шубу меж­ду станом и широкой пришивной полосой на подоле. Кроме того, обязательны вертикальные вставки с узором в конструктивных швах стана по бокам и на спине; украшают также обшлага и плечевые швы. Узоры по низу стана располагают обычно сложные, с множеством  геометрических элементов. Каждый из них несет свою смысловую на­грузку, имеет свое  определенное название и символику. Нуй сах — осенне-весенняя одежда женщин шьется из различного сукна: праздничная — из красного, зеленого, синего и желтого, а будничная — из серого и черного. Как и меховую шубу, нуй сах богато орнаменти­руют. В настоящее время используют бисер для плетения орнамента, нашивают его на полоску сукна, а потом — на нуй сах.

Кроме верхней одежды ханты этого региона шьют и красивые национальные платья:   будничные, как правило, из ситца,   сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка. Ук­рашают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.

Традиционный фасон — спереди и сзади на кокетке; рукава — длинные; под мышкой вставляют четырехугольник из той же или другой ткани; на стане под кокеткой делают крупные складки. Во­ротник обычно простой, как у рубашки. Ворот застегивается на пуго­вицы или вставляют замки. Манжеты на рукавах часто украшают узором, подол окантовывают тканью. На шею поверх платья всегда надевают множество бус и нагрудное украшение, которое плетется из  бисера с применением  геометрического узора. На реке Куноват и в районе пос. Азовы национальные платья отличаются от тех, кото­рые шьются на реках Сыня и Войкар. У них выше кокетка, внизу к стану пришита оборка с нашитыми полосками из другой ткани, низ оборки окантован. Поверх платья надевают халат, сшитый из хлоп­чатобумажной ткани и богато орнаментированный аппликацией из дру­гого  материала.

Мужская рубашка шьется из той же хлопчатобумажной ткани, что и женские халаты, по кокетке украшается мелким узором или полосками другой ткани, по подолу пропускается орнамент апплика­цией по ткани.

Особым видом прикладного искусства хантов этого региона являет­ся  изготовление сумок. Сколько на Севере женщин, столько и разно­образных сумок. Они используются и в качестве чемоданов, и как хо­зяйственные сумки, и как дамские сумочки.            

Сумки бывают двух видов. Одни небольшого размера, вытянуты вертикально; их называют тучанг. Такие есть у каждой мастерицы, изготовляющей меховую одежду. Верхняя часть сумки делается из ровдуги и стягивается кожаным ремешком, нижняя — более жесткая по онструкции, выполняется почти всегда из шкурки, снятой с головы оленя. Сумки богато орнаментируются. Всевозможные подвески из ко­лечек, цепочек, монет, бус, из высушенных зубов оленей и копытцев новорожденных оленят также служат своеобразным декоративным приемом, которым охотно пользуются женщины, украшая свои сумки. В них хранятся принадлежности для рукоделия, кусочки меха, полоски цветного сукна, орнаментальные заготовки, иголки, наперсток, сухожильные нитки и другие мелочи. Как правило, к верхней части сумки прикрепляется игольник — продолговатая полоска меха с лоб­ной части головы оленя, на которую с кожаной стороны нашивается цветное сукно для втыкания игл. К нижнему краю игольника приши­вают   кармашек из ровдуги для хранения наперстка. Игольник, сложенный вдвое мехом наружу, завязывается ровдужным шнурком. В швы игольника часто вшивается белый олений подшейный волос — аккуратными мелкими стежками из сухожильных нитей.

Другие сумки (ур хир) — большие, вытянутые по горизонтали, используются  во время кочевья как чемоданы. В них хранятся мелкие вещи. Шьют ур хир из короткошерстной шкуры, взятой с лобной части головы оленя. Верх такой сумки так же, как и тучанга, состоит  из ровдухной полосы, занимающей примерно одну треть всей сумки, и завязывается ровдужными завязками. Разнообразны узоры, украшаю­щие такие сумки. Каждый из них — строго геометрического харак­тера, символизирует животный мир Севера и носит свое название.

Для обуви шьют сумки из плотного сукна, вытянутые по верти­кали. Как и меховые сумки, их богато орнаментируют. Из сукна или другой плотной ткани шьют чехлы дл л подушек, которые орнаменти­руют по всей длине, мешочки для табака и многие другие изделия.

Много внимания уделяется в народном творчестве детской игруш­ке. Так, кукол любовно украшают бисером, шьют им одежду, как меховую, так и из ткани. У хантов известна и кукла с сакральной функцией, ее называют иттарма. Это изображение умершего, в ко­торое, по представлениям народа, вселяется душа умершего. Его де­лают после смерти мужчины через пять дней, женщины — через четыре дня. Складывают пополам новую тряпку и в место изгиба вставляют пучок волос умершего, затем обматывают тряпкой, надева­ют сах (для женщины) или молсянг (для мужчины). Для иттармы в небольшой деревянной или берестяной коробке, стелят постель с подушкой. Ставят коробку на самое почетное место. Пока иттарма находится дома, с ней обращаются как с живым человеком. Ночью ее укладывают спать, днем поднимают и в одетом виде садят в ко­робке, для нее ставят чашку с пищей и "кормят" вместе со всеми за одним столом. Куклу-иттарму держат дома разный срок, в зависи­мости от региона. У одних групп это четыре года (женщина), пять лет (мужчина), у других, соответственно, четыре-пять месяцев. После это­го куклу отвозят в лес, в специальный амбарчик, или на кладбище.

Художественной обработкой твердых материалов занимаются меньше. Это чисто мужская работа. Строгими резными узорами раньше укра­шали деревянные табакерки, коробочки, женские кроильные доски и выбивалки для снега, сейчас это делается редко. Из рога и кости оленя, бивня мамонта, который находят в земле, вырезаются кре-пилки для сухожильных нитей и фигурки животных, различные украшения на оленью упряжь.

      В  области  декоративного искусства хантов особенно велика роль женщины. Следуя традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление изделий ряд особенностей, при­меняясь к тому или иному материалу, умело используя его свойст­ва. В каждом конкретном случае она отбирает то, что наиболее соот ветствует данному материалу и назначению орнамента, стремится со­здать ясные и четкие его формы. В процессе творчества мастерица то дробит, то обобщает их,  отбрасывает лишние детали или дополняет мотивы новыми элементами. Немалую роль при этом играет форма деко­рируемого   предмета, размеры и конфигурация подлежащего орна­ментации участка. Бывают случаи, когда приходится то суживать, то растягивать элементы узора, обрамлять им то квадратный, то круг­лый предмет. В результате узор видоизменяется, иногда настолько, что между орнаментальными мотивами общего происхождения и одинако­вой формы утрачивается всякое сходство и им может быть приписано разное происхождение. Меняются общий вид орнамента, его стиле­вые черты. В одном случае  внешние контуры  мотивов складывают­ся из прямых линий, в других — из кривых    или ломаных, варьируют размеры узоров и т. д.

Эти и другие процессы, приводящие к возникновению новых форм на основе старых, иногда существенно видоизменяют целые области орна­мента, вследствие чего создается впечатление зависимости их от дру­гих областей декоративного творчества.

Остановимся на геометрическом орнаменте и его символике в декаративно-прикладном искусстве нижнеобских хантов.

Одним из наиболее характерных является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха. Мотивы его отличаются прямоли­нейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изо­гнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнамен­тами украшают и весенне-осеннюю одежду нуй сах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека. Приведем некоторые примеры.

Евдокия Константиновна Ребась из с. Усть-Войкары в своей одежде чаще всего использует мотивы пернаянг оханг нёхас 'соболь с крестообразной головой', ай лов унгал ханши 'орнамент рот жеребенка', пернаянг ханши 'крестообразный орнамент'.

     Анастасия Тихоновна Тоярова из с. Лопхари чаще всего вводит в одежду хор онгат ханши 'орнамент рога оленя-хора'. Этот мотив очень распространен на всей рассматриваемой территории и чаще всего встре­чается на нуй сахе, а также на меховой одежде. Нередки в орна­менте одежды мотивы,  связанные с рогами северного оленя: ун хор онгат 'рога большого оленя-хора', ай хор онгат 'рога молодого оле­ня-хора'.

Наталья Гавриловна Лонгортова   из д. Евригорт украсила свою шубу орнаментом лук ханши 'глухаря узор', рукава — лов унгал 'ло­шади рот'. Эти узоры относятся к группе несложных и поэтому также используются почти во всех изделиях как по меху, так и по бисеру, сукну.

Очень сложные мотивы выбрала для своей меховой шубы А. П. Ма-нямова из с. Восяхово: китпус куранг вой онгат 'двойной лосиный рог' и китпус лов нял 'двойной лошадиный нос'. Мастерица подошла к своему изделию творчески, и чувствуется, как много умения она вло­жила в него.

Мария Семеновна   Нензелова   использует мотивы, связанные с растительным миром: сумат нув 'березовая ветка' и молтас лойты сумат нув   'отдельная березовая ветка'.

Животный мир в орнаменте берестяной люльки представила На­талья Гавриловна Лонгортова. Каланг онгат 'олений рог' искусно нанесен путем выскабливания. Кроме каланг онгат здесь можно встретить ай куранг вой онгат 'рог молодого лося', нанесенный той же техникой. Это дневные люльки со спинками, где дети могут бодрст­вовать в течение дня.

В женской одежде, , выполненной из сукна, используют неслож­ные узоры, так как при вырезании сложного орнамента из этого материала могут быть искажения, когда он будет нашиваться на нуй сах. Обычно применяют ох пусах 'головки', совар пал 'заячьи уши', хор онгат 'оленьи рога'. Например, Любовь Прокопьевна Тогачева из с. Азовы взяла мотив ху шуп 'половина мужчины'. Этот орнамент часто используют   в летней одежде,  а начинающие мастерицы и в зимней.

Хантыйское  прикладное искусство этого региона, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет  серьезно и глубоко изучить его, этот язык станет понятным,   откроется красота и выразительность произведе­ний хантыйского искусства, их глубокое содержание и непреходящая эстетическая ценность.

Представленные   материалы   собраны совместными экспедициями 1988—1989 гг., организованными Окружным центром национальных культур (г. Салехард) и Эстонским национальным музеем (г. Тарту). Руководители экспедиций: П. Е. Салтыков и Э. А. Саар. Рисунки вы­полняли  эстонские  художники:  А. А. Эньхиелм, В. И. Серглов, К. К. Эрм, К. П. Виллемсон, А. В. Тынисон, Т. И. Кяхр, М. А. Хунт, И. А. Эрм, Т. Вызу.

Инициаторы создания альбома — Администрация Ямало-Ненецкого округа и А. М. Сязи, заведующая лабораторией этнографии и этно-лингвистики Ямала Института проблем освоения Севера СО РАН.

 

 

Hosted by uCoz