Тактика партизанской войны

Военные формирования лесного населения представляются нам в виде сравнительно небольших пехотных отрядов, весьма мобильных и маневренных, умело использующих преимущества местности: зимой передвигающихся на лыжах, летом - на лодках по многочисленным рейкам и протоках. Характер военных действий, судя по этнографическим, историческим и фольклорным данным, определялся внезапными набегами и нападениями. Такая обстановка заставляла быть настороже. (…) Очевидно, в это время складывается обычай, широко известный, в частности, на Вахе, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерений и ожидая, пока его не встретят.

Формируется целая система оповещения и сигнализации, включающая искусственные сооружения и приметы, связанные с наблюдениями над поведением птиц. В частности, было замечено, что многочисленные кулики, гнездящиеся на берегах речных проток и озер, резким криком и шумным неровным полетом чутко реагируют на вторжение в пределы своей территории постороннего. "Предвещал войну или нападение кулик. Если остяк увидит кулика, он сразу бежит в проход, садится в обласок и прячется". Пристальное внимание обращалось на поведение сорок и ворон. В устной традиции нередко упоминаются натянутые низко над водой, поперек реки или протоки, веревки с шумящими подвесками. Налетавшая на шнур лодка приводила в действие всю систему и поднимала тревогу. Есть основания считать, что подобные "сигнальные Системы" создавались и на суше.

(…)

Наряду с пассивной системой оповещения и охраны была активная. Предания повествуют о "дальнозорких и чутких ухом" дозорных, Которые должны были предупреждать об опасности. Именно с ними в первую очередь сталкиваются нападающие. По материалам сказаний, караульные иногда находились на высоких помостах, устроенных на высоких столбах. В случаях, когда между несколькими городками заключался оборонительно-наступательный союз, жители одного из них, подвергшегося нападению, выставляли на длинных шестах куски красного сукна в виде флажков. -Весть об их появлении быстро передавалась рассеянными всюду рыболовами и охотниками и доходила до союзников. Такой союз, говорится в одной из былин, был заключен между городками на мысу Катти-да-Ванда (берег Иртыша) и Вош-гира-Вощ (на р. Конде). Высокий берег Иртыша в ясные дни хорошо просматривался с р. Конды, так что помощь из второго городка, находившегося недалеко от этой реки, не заставила себя долго ждать.

В соответствии с характером военных действий формировался набор способов ведения войны. Их основу составляла тактика внезапного нападения, включавшая приемы тайного приближения, маскировки, обмана врага, выслеживания, засад, нападения на спящих. Залогом успеха были быстрое, скрытное выступление и атака в наиболее благоприятный момент. В походе принимались всевозможные меры предосторожности, направленные на обеспечение собственной безопасности и внезапности нападения. В случае несоблюдения этих условий отряд рисковал остаться ни с чем, а то и попасть в засаду. А. Ф. Плотниковым в Нарымском крае записана легенда, по которой оплошность в организации похода стала причиной неудачи. Нападающие (татары) незаметно подобрались к городку, расположенному ни крутой скале Вачек-юг на правом берегу Васюгана, выждали удобный момент и, "когда мужчины куда-то ушли поберегу и оставили лестницу, опущенную, и, подобравшись к ней, стали подниматься". Однако их подвел поднятый при этом шум. "Оставалось несколько минут, и неприятель мог бы ворваться в город, но женщины... нисколько не мешкая, обрубили топором веревки, прикреплявшие лестницу, и она обрушилась, увлекая и убивая врагов; остальные ушли со стыдом".

В другом сказании говорится об уничтожении большого отряда самоедов, которые не приняли на привале необходимых мер предосторожности. Иногда нападающих ожидала засада. В одном из преданий говорится, что вернувшиеся с промысла мужчины принесли в селение весть о предпринимаемом набеге, и здесь сразу же началась подготовка к его отражению. "На мелком месте в берегу привязали колья к жердям. Приготовили луки, стрелы, уснули на берегу в обласках. Утром солнце встало, идут те в больших обласках по семь человек, пьяные от гриба мухомора... Пришли к берегу, не могут подплыть". Далее следует сцена тотального истребления вторгшегося отряда: "...убили всех, только двух оставили". Сходная ситуация описана Н. Л. Гондатти: плывущие по реке задели протянутую поперек веревку с подвесками, после чего в удобном месте "побивали стрелами лодки, убивали сидящих, брали имущество". Любопытно, что эти события связывали с деятельностью божества войны - Тохыт-Котл-Торума. Видимо, подобные методы борьбы представлялись вполне естественными и обычными. Далее сюжет развивается Следующим образом. Тохыт-Котл-Торум благополучно избегает ловушки, перерезав веревку, лишает спящих оружия, "после чего происходит на них нападение врасплох основного воинства". Вообще сведения, связанные с предварительной разведкой, проводимой во время походов, в иносказательной форме часто фигурируют в фольклоре.

(…)

По данным фольклора можно составить представление трек наиболее часто использовавшихся способах сбора военной информации: 1) накануне похода под предлогом сватовства или участия в состязаниях и игрищах богатырей выясняли общую обстановку, военную мощь; проводили рекогносцировку; 2) во время похода захватывали языка" выясняли изменения, расстановку сил, планы противника; 3) перед нападением группа разведчиков делала вылазку в лагерь неприятеля и конкретно знакомилась с обстановкой, уточняла детали, причиняла урон.

В устной традиции и фольклоре подчеркивалось особое положение в отряде немногочисленных тяжеловооруженных воинов. В походе они спят чутко и стараются не расставаться со своими доспехами, осознавая без них свою уязвимость.

Во время привалов на ночевку разведывательно-дозорные группы выполняли функции военного охранения. Вокруг лагеря выставлялись караульные" которые периодически сменялись. Такое боевое охранение и атмосфера в лагере во время ночевки описаны в сказании "Про двоих сыновей Мужа с размашистой рукой и тяпарской женщины" на одной стороне (один) муж ложится, на другой стороне (одни) муж бодрствует, как только спящий муж пробуждается, бодрствующий ложится. На чужой стороне, на чужих водах Ими вследствие (соб.: когда они не знают) овладевает страх".

На марше отряды старательно избегали излишних встреч с рассеянными по тайге коллективами промысловиков, захватывая, однако, по мере необходимости с целью получения информации одиночек, а по мере приближения к цели и небольшие группы. Важным фактором успеха была быстрота продвижения. Есть сведения, что движение не прекращалось и ночью. В былинах образно описывалась скорость войск: когда богатыри гребут, то ставят весло у носа лодки, а вынимают у кормы, при этом тремя взмахами проезжают три обских плеса, а сзади слышен лишь ветер, а когда ни передвигаются по суше, то хорей, привязанный к носам, поднимается в воздух. Успех операции определялся выбором благоприятного момента для нападения и внезапностью.

Важная роль в воспитании необходимых воинских знаний отводилась охоте, которая была своеобразной микромоделью военных действий. Специфика охоты в лесной зоне, в отличие от открытых степных пространств, где практиковались загонные, облавные способы, связанные, с широким маневрированием конных масс в зоне прямой видимости, возможностью и стремлением поразить цель на максимальной дистанции, сочетавшихся в длительном преследовании с самого начала, заключалась в долгом постепенном пешем скрадывании, незаметном приближении на минимальное расстояние, действенной стрельбе только на коротке. Примерно до этой же схеме разворачивался и бой. Показательны наставления, которые давал предводитель воинам перед началом нападения на выслеженного противника: "Когда вы мои 300 мужей пойдете, пусть не шевелится соринка, пусть не шевелится' былинка! Не делайте столько шума, сколько комар (делает)!" О скрытном приближении повествуется практически во всех героических "сказаниях, ибо оно во многом определяло эффект внезапности. Следует отметить, что если даже и посылались предупреждение о нападении или вызов на войну, нападение все равно производилось внезапно. Иллюстрацией этого положения может служить легенда о девяти братьях. Явившееся на вызов остяцкие отряды незаметно приблизились, укрылись в ложбинке и, дождавшись появления одного из ничего не подозревавших братьев, внезапно поразили его стрелами. Крик падающего послужил сигналом к cпешной организации обороны. По другой легенде, противнику посылали вызов и предупреждение о нападении: "Когда лед застынет, мы приедем". После чего вызывающие уходят от преследования. Осенью по первому снегу они окружают городок и внезапно атакуют его. Из предания, записанного П. П. Инфантьевьш на Конде, следует, что богатыри Пачарех-Паула, постоянно воевавшие с самоедами, прекрасно знают о готовящемся нападении. Чтобы перехитрить врагов, действующих традиционным способом, они днем спят, а ночью бодрствуют, ожидая неприятеля - самоедов. Однако врагам удается захватить старика - жителя Пачарех-Паула и выпытать у него сведения о предпринятой уловке. Самоеды меняют план и нападают на спящих, на этот раз днем.

Весьма яркий образец тактики нападения врасплох дает Архангелогородский летописец под 6963 г., повествующий о нападении вогуличей на епископа Питирима Пермского. Получив необходимую информацию о планах владыки, вогульский князец, чтобы обмануть бдительность противника, "велел набросать на плоты множество срубленных елей, которых густые ветви скрывали его войско, так что вооруженные смертью плоты... издали имели вид пловучих деревьев, будто подмытых напором воды, что часто случается в далекой, еще девственной природе Пермского края. Когда же груды деревьев подплыли к мысу, внезапно из-под них толпы вогуличей выскочили на берег и яростно устремились на Питирима" (СВДКН) .

Hosted by uCoz