По книге: Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. / Художник М. А. Лобырев. Новосибирск: Инфолио-Пресс. - 2003.

 

Лук был основным оружием населения таежной полосы. В отличие от образцов, распространенных в кочевой среде, таежники метательное оружие целиком делали из дерева иная точка зрения. Местные луки были значительных размеров. Длина кибити со снятой тетивой достигала 2 метров. Встречались изделия и меньших размеров - в пределах 140 сантиметров.


Ср. с данными С. К. Патканова: луки
 
Native Siberian bow

Рис. 4. Луки собирались из нескольких тщательно подогнанных друг к другу, деревянных частей. Как правило, кибить состояла из двух склеенных между собой плашек - шириной в районе плеч примерно 4 сантиметра. Верхняя плашка представляла собой сильно уплощенный сегмент, нижняя была слегка выпуклой. Между собой они склеивались таким образом, что в сечении плечи лука выглядели как асимметричный эллипс или полуовал. В центральной части кибити выстругивался перехват под руку. В отдельных случаях там же фиксировалась усиливающая деревянная надставка. Концы лука вырезались из отдельных кусочков дерева (длиной примерно 20 сантиметров) и вклеивались между планками кибити под некоторым углом к ней. Древесина подбиралась так, чтобы годичные кольца соответствовали внешнему закругленному профилю выстругиваемой планки.

Рис. 5. Гибало для обработки кибити лука. Это приспособление применялось так: на стержни, помещенные внизу, опиралась центральная часть заготовки кибити (будущая рукоять). Концы ее отжимались кверху, и под них в соответствующие отверстия вставлялись другие стержни. Через некоторое время планку снимали, разогревали над огнем, пропитывали смолами и вновь изгибали - и этот раз концы ей приподнимали чуть выше попирали на колышки, вставленные в следующие отверстия. И так до тех пор, пока основа лука не приобретала необходимую форму. Выгиб делался в противоположную от тетивы сторону.

Рис. 6. Деревянный врезной конец лука. Прежде места соединения таких деталей с кибитью укреплялись с боков роговыми фиксирующими накладками. Теперь рационально продуманное ступенчатое сочленение позволяет избежать столь громоздкой конструкции. Дополнительная обмотка приостренного окончания не дает концу лука провернуться и отделиться при натяжении тетивы. МАЭС ТГУ.

Процесс изготовления подобного оружия подробно описан этнографами в конце XIX - начале XX века см. этнографический мансийский лук. Согласно этим описаниям, на нижнюю планку шла специально подобранная древесина тонкоствольной сосны, или ели, а на верхнюю - береза. Вся древесина подбиралась исключительно прямослойная и без сучков. Особые требования предъявлялись сосне - использовали только дерево, выросшее на опушке леса или на склоне оврага, обращенном к югу. Древесина такого дерева, постоянно находившегося на солнце, называлась "креневой" (или "кремлевой"). Она отличалась повышенной прочностью, потому что под теплыми солнечными лучами хорошо пропитывалась смолой. Это имело большое значение. Внешняя и внутренняя стороны лука испытывают разные нагрузки. На внешнюю действуют силы растяжения, на внутреннюю - сжатия. Береза, как очень пластичный материал, лучше работает снаружи, жесткая и хрупкая сосна прекрасно сопротивляется сжатию.

Из подходящего дерева вырубались заготовки до 2 метров длиной и 2-5 сантиметров толщиной. Концы лука делались из черемухи. После просушки (в течение 2-З дней) из болванки выстругивались основные детали. Особо тщательно обрабатывались плоскости будущей склейки. Той части черемухового конца, которую предлагалось поместить между плашками кибити, придавалась форма клина. После этого на специальном гибале (гибалом называлась доска с рядами просверленных дырок, куда вставлялось несколько небольших деревянных стержней) выгибалась кремлевая часть будущего лука.

Клеем, сваренным из чешуи, жаберных крышек, плавников, кишок и воздушных пузырей рыб, все детали лука скреплялись между собой и стягивались саргой - тонким кедровым корнем. Для оклейки лука использовались вываренные внутренние слои бересты; в мокром состоянии их наклеивали на кибить, со стороны спинки, образуя многослойное покрытие. Все стыковочные швы располагались изнутри, со стороны тетивы. Такая обработка была вызвана необходимостью защитить оружие от воздействия атмосферной влаги, при неправильном изготовлении способной существенно снизить (вплоть до полной потери) упругость лука. С другой стороны, берестяное покрытие предотвращало и чрезмерное высыхание древесины, делающее ее хрупкой. Наконец, еще влажный лук заворачивали в тонкие деревянные стружки и сушили. Цельнодеревянный лук был достаточно мощным оружием, и стрелой, выпущенной из него, можно было, по свидетельству Григория Новицкого (автора "Краткого описания о народе остяцком..." начала XVIII века, первого этнографического исследования культуры и быта обских угров), "...и наикрепчайших зверев: медведя, лосей, оленей убивать".

Тетива сплеталась из крапивного волокна и была на 25-30 см короче кибити. Несколько раз вымоченную в воде и вытянутую тетиву после сушки промазывали рыбьим клеем. Делали ее также из жильных нитей: их сначала попарно сплетали в шнуры, а затем скручивали. Тетиву тщательно полировали и уплотняли, несколько раз протягивая сквозь маленькое отверстие в деревянной чурке, потом на ее концах завязывали ушки и набрасывали на концы лука. Иногда готовую тетиву обматывали тонким ремешком или оклеивали берестой.

Тетива сплеталась из крапивного волокна и была на 25-30 см короче кибити. Несколько раз вымоченную в воде и вытянутую тетиву после сушки промазывали рыбьим клеем. Делали ее также из жильных нитей: их сначала попарно сплетали в шнуры, а затем скручивали. Тетиву тщательно полировали и уплотняли, несколько раз протягивая сквозь маленькое отверстие в деревянной чурке, потом на ее концах завязывали ушки и набрасывали на концы лука. Иногда готовую тетиву обматывали тонким ремешком или оклеивали берестой.

Native Siberain arrows

Рис. 7, а - г. Изготовление оперения начиналось с того, что стержень пера разделялся на части. Затем с них сдиралось опахало вместе с тонкой полоской корешка. Полученные "флажки" наклеивались на древко так, чтобы изгиб пера был направлен в одну сторону (г). Древко стрелы под самым ушком плотно обматывалось тонкой нитью, которая не только зажимала кончики "флажка", но и предохраняла древко от разрушения ударами тетивы (а, 6). Трещина от таких ударов хорошо заметна у древка без оперения и обмотки (в). а, б, в - МА ИАЭТ СО РАН; г - схема изготовления оперения.

Длина стрел колебалась в пределах 60-70 сантиметров. Изготавливались они из тщательно просушенных планок прямослойной древесины, от которых откалывались длинные чурки, своим диаметром несколько превосходящие диаметр будущей стрелы. Чурки выравнивались и вчерне остругивались ножом. В торце заготовки намечалось небольшое углубление, куда легким постукиванием забивался черешок наконечника. Любопытно, что некоторые черешки были винтообразно перекручены, то есть входили в древесину по принципу штопора. После этого древко доводилось до нужных размеров и формы. Почти готовую стрелу аккуратно скоблили, а потом выглаживали специальным маленьким ножевым стругом - такие струги бытуют в тайге по сей день.

Форма древка стрелы долгое время была цилиндрической. Однако где-то в середине 2-го тысячелетия появились стрелы вытянутой сигарообразной формы с небольшим утолщением посередине. Эти изменения понадобились для того, чтобы гасить вредные последствия сильных продольных колебаний, которые приобретает стрела в момент спуска тетивы. Такие стрелы использовались до недавних пор многими народами лесной полосы, в том числе селькупами. После окончательной обработки древка место крепления наконечника усиливали, обматывая сухожилиями и оклеивая сверху полосками бересты.

Довершало оформление стрелы оперение. На него шли только маховые перья птиц. На одной стреле перья должны быть одной твердости и обязательно с одного крыла. Считалось, что только шесть перьев из него пригодны для оперения. Хорошие перья высоко ценились, и, согласно героическим былинам, часто собирались с населения в качестве дани. Обские угры предпочитали перья орла или ястреба, самодийцы - перья орла или филина, ибо, по поверью, они не боятся сырой погоды. Впрочем, выбор "породы" перьев обуславливался и верой, что летное мастерство и хищная сущность их бывшего "хозяина" непосредственно воплощаются в точность и смертоносность удара метательного снаряда.

different types of arrow-heads

см. проникатели
 
Ср. с данными С. К. Патканова: наконечники
 

Стрелы издревле имели сакральное значение. Они нередко использовались в различных культовых церемониях и шаманской практике. Отточенным наконечником селькупы перерезали пуповины новорожденных, при этом каждый раз к древку привязывалась тряпочка-приклад. По легенде, при первом вывозе новорожденного мальчика на родовое озеро они бросали в воду лук и стрелу. Да и сами воины назывались у них "лака", что означало военную стрелу. У васюганско-ваховских хантов при рождении мальчика лук и три стрелы вешали на ель или сосну. Салымские же ханты помещали лук и стрелы в священный амбарчик, подобным образом поступали и манси. По целому ряду этнографических свидетельств, лук и стрелы в отдельных случаях заменяли шаманский бубен - непременный атрибут камлания и главное "транспортное" средство шамана, посредством которого он совершает свои путешествия в иные миры. Все это, вероятно, связано со свойством стрелы целенаправленно перемещаться в пространстве. Посещая культовые места, обские угры еще недавно жертвовали духу стрелу.

Среди таежных стрел следует особо отметить так называемые томары - стрелы с тупыми деревянными (реже костяными) наконечниками. С ними ходили на пушного зверя, потому что они не портили ценный мех. Делались томары, как правило, из березы (заодно с древком) и имели коническое или яйцевидное расширение на конце.

Для предохранения запястья левой руки от ударов тетивой использовались металлические и роговые наборные браслеты и щитки. Последние всегда были овальной или эллипсовидной формы, выпуклой в продольном сечении. С вытянутых сторон через пару отверстий пропускались ремни для крепления. Такие приспособления встречались вплоть до недавнего времени.


см. ритуальные стрелы в священных амбарчиках
Hosted by uCoz