oleni
м а н с и
угры - вогулы - манси
oleni

 

на главную страницу  сайта о манси и ханты mansi gauntlet

 

У угорских народов тоже была своя героическая эпоха. По времени она приблизительно совпадает с эпохой викингов в Северной Европе, но по временному охвату несколько шире, а конкретнее приходится на 6-12 вв. Эта эпоха воспета в эпосах. Но и впоследствии, в 15-16 вв., угры демонстрировали военную силу и оказывали сопротивление колонизации.

Mansi bear hunter
Вогул (манси) Пакин, охотник на медведей, рис. из книги К. Д. Носилова "У вогуловъ", ок. 1904 г.

 

См. ниже:

викинги на Урале?

военная тактика коренных народов

воинская этика коренных народов

Доказано, что русы, как в эпоху викингов славяне называли гребцов на скандинавских ладьях, побывали в пермяцких землях Приуралья, или Биармии, Биармаленде скандинавских саг, где викинги грабили богатые курганы местной знати. Об этом говорит также изображение молоточка Тора, найденное в угорском захоронении 2 пол. 10 в. - нач. 11 в. (Рождественский могильник, Прикамье). Захоронение довольно точно датируется благодаря большому количеству монет и других предметов. Но побывали ли викинги за Камнем (Уралом?)

Ural axe legginpart

Существует легенда о скале Нуппклаймкерас в верховьях Сев. Сосьвы, название которой переводится как "Скала, с которой была сброшена голова лосенка". Некие гребцы на ладье попросили у стоявших на скале угорских воинов еды, а те сбросили им объедки, намекая на нежелательность вторжения чужих на их земли. Возможно, это были новгородские ушкуйники в 11 в., а возможно, и русы-викинги в более ранний период.

См. подробнее о Северном морском пути в эпоху викингов
Viking banner

Тактика коренных уральских и сибирских народов заключалась во внезапности нападения, обстреле из засады, штурме городищ. Большое значение придавалось разведке и незаметному проникновению. Причины воинских походов отличались от причин войн в феодальных обществах. Их целью был не захват земель и порабощение других родов и племен, а угон скота, умыкание женщин и ценностей, воинская слава. Так, один из прославленных отыров взял семь жен с семи концов земли, что означало символическое превосходство над этими землями.

Большое значение придавалось разведывательной тактике: хождению "скрадом", слежению за поведением птиц и за противником. При приближению к паулу полагалось громко кричать и подавать условный знак, а затем ждать, пока тебя встретят. От внезапного проникновения по воде или земле защищали ловушки, шумовые подвески и веревки, натянутые под водой. Манси и ханты предпочитали ходить в военные походы летом, на лодках (в 1 обласок входило около 7 чел.), а их северные сеседи, ненцы, зимой. У угров имелись кони, конные, оленьи, собачьи нарты. Историки реконструировали оружие, снаряжение и доспехи таежных воинов.

Народы Урала и Сибири знали 2 строя: рассыпная стрелковая цепь и при штурме городком - более сложное построение, в первом ряду шли тяжело вооруженные воины, они прикрывали стрелков. Металлические доспехи имели, вероятнее всего, лишь предводители, лучшие же воины (отыры) умели отбивать стрелы (1 2) клинковым оружием.

Засада обычно присходила у тропы, и атака начиналась с обстрела с двух сторон из луков, затем нападавшие в случае неудаче могли отсупить в лес либо перейти к рукопашной. При столкновении отрядов, как описывают эпосы, мог также происходить поединок лучших отыров, обычно на луках.

Перед военным походом приносились жертвы, а военные песни с выкриками и потясанием оружием могли продолжаться несколько часов. Воины раскачивались из стороны в сторону, кричали то часто, то редко, на разные голоса. Существовали также военные песни, исполняемые певцами. Иногда ритуалы устраивались на глазах у осажденных, в целях устрашения. Богом войны угров является Хонт-Торум.

Также были и свои особенности у осады городищ. Городища укреплялись палисадами или находились на возвышенности, но население в них не жило, лишь укрывалось на случай опасности, поэтому там не было ворот, а лишь веревочные лестницы. Осада не могла длиться долго, ввиду того, что воевали отряды численностью 50-300 человек, не имеющие фуражиров, как в регулярной армии. Задачей осаждающих было прорубиться в укрепление или выманить противника из городища ложным отходом. Осажденные осыпали врага стрелами, кидались камнями и бревнами. И как гласит хантыйская пословица, "от седьмого бревна не увернется даже самый ловкий самоед", (Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., Соловьев И. А. Легенды и были таежного края. Новосибирск: Наука. - 1989).

the re-constracted palisade of legendary Emder whose warriors are glorified in Khanty epos
Слева - реконструкция легендарного городища Эмдер, эпоха феодолизма, последовавшая за периодом раннеклассовго общества и военной демократии эпохи викингов

 

Справа - оружие и снаряжение угорского охотника. См. подробнее об оружии, снаряжении и доспехах таежных воинов эпохи викингов
оружие и снаряжение 
    /weapon & equipment/ picture by  M. A. Lobyrev

Этика таежных воинов требовала будить врага при внезапном нападении ночью, но в то же время эпосы отражают немалое количество случаев, когда это правило не соблюдалось. Однако полагалось постучать о культовые нарты или шест со священной стороны чума, ибо "убивать людей темной ночью нет чести". Многие угорские воины героической эпохи носили две косы, как это делали угорские охотники вплоть до срередины 20 в. Коренные народы придавали волосам магическое значение, и верили, что в них заключена сила. По поверьям, в косах мужчины заключалась пятая, мужская душа (у женщин было четыре души). С этим связан обычай скальпирования врага: лишенный кос, воин утрачивал эту душу, и никогда бы она уже не смогла возродиться, что означало полное уничтожение его духа. "Ух-сох" (радужно отливающая кожа головы) фигуриует в самой страшной клятве воина: "Иначе пусть с меня сдерут ух-сох". Эпос не отражает случаев скальпирования нападавшими женщин.

В древности ритуальное уничтожение тела врага предполагало не только снятие с него волос, но и вырезание и поедание его печени. Однако поступали так не со всеми, а лишь с низкими, непримиримыми врагами. Например, угр по имени Гагара поступил так с врагом, убившим всех его сыновей и похитившим жену .

Военная история угров героической эпохи требует дальнейшего изучения, она имеет свои страницы доблести и коварства. Известен "князец" Асыка (15 в.), предводитель, который уже в период колонизации Урала Москвой с оружием в руках успешно сопротивлялся захвату родных земель, христианизации и спаиванию вогулов (манси), но вошел в историю как дикий воинственный язычник (с точки зрения официальной РПЦ). Успешное покорение угров начинается лишь в эпоху огнестрельного оружия.

 

Великий Северный путь: был ли он?

Военная история Урало-Сибирского региона

 

|  cсылки по теме  |  орнаменты  |  сайт "ветви ясеня"  |  разное  |
пайсе, рума
 
обновление: 05.07.06
 
контактный e-mail:  uralia75ru@mail.ru
 
oleni
Hosted by uCoz