![]() |
м а н с и |
угры - вогулы - манси |
![]() |
на главную страницу сайта о манси и ханты
![]() |
Культ медведя - наиболее архаичный у народов Евразии и Северной Америки. На Урале и в Сибири находят фигурки, с изображением медведя в жертвенной позе (голова сложена на передние лапы), самые ранние из которых были отлиты еще задолго до н. э. Все народы Урала и Сибири имели табуированные обозначения для медведя; его называли Зверем, Хозяином, Дедом, Косматым Чертом, Челдоном, Черной Немочью и т.д. Угры именовали его в том числе "Ялпын Уй" (Священный Зверь).
У угров Межвежий Праздник в честь Зверя или Полума-Торума мог быть периодическим (на солнцестояния) или по случаю взятия медведя. В древности праздник в честь медведя длился 8 дней, в честь медведицы - 7 дней; позднее, соотвественно, 5 дней или 4 дня. Медведь рассматривался как предок, ему приносились подарки, в его честь разыгрывались пантомимы. Самый крупный из праздников, на которых съезжались манси или ханты из различных райнов, назывался "Яны Йикв" (Большие танцы). Традиционные Медвежьи Праздники проводятся до сих пор.
![]() |
Вот как проходило такое праздненство в конце прошлого века: "...Охотники с добычей подъезжают к деревне. Они подают сигнал, одновременно стреляют из своих ружей и выкрикивают слова: "Утщум охов!" (пять или четыре раза в зависимости от пола добытого медведя. В прошлом, когда не было ружей, сигнал подавали только криком). <...> В доме хозяина, добывшего медведя, в переднем углу сооружается полка (уй норма)... Получается нарядный вид, словно это окно, а из окна виднеется разнаряженный медведь. Глаза его закрываются серебряной монетой, на конец морды (на область носа и пасти) прикрепляется серебряная чашка, на когти надеваются блестящие кольца, спина его покрыта священным шелковым халатом (ярмак сахи, если это самец, надевают бусы, накидывают шелковый платок, если это самка). <...> На стол перед медведем ставится длинная берестяная чашка с едой, разделенная на две части, одна из которых предназначена для пищи лиц женского пола, другая - для лиц мужского пола... Перед медведем ставят также хлеб, табак (это делается потому, что медведь некогда был человеком - указание информанта)". Так описывается обряд сыгвинских манси. И дети, и взрослые должны были принимать участие в празднике, иначе медведь мог обидеться. Кульминацией действа было выступление мужчин в берестяных масках. (Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут: Сев. Дом, Сев.-Сиб. книжное издательство. - 1993.) |
Культ медведя и мифология северных обских угров
пайсе, рума |
обновление: 01.11.03 |
|
контактный e-mail: uralia75ru@mail.ru |
![]() |