Лук и стрелы середины II тысячелетия

Лук и стрелы у народов Сибири: введение

Постепенное исчезновение костяных накладок

"Отмечаемая еще с хуннского периода тенденция к сокращению количества костяных накладок рельефно прослеживается и по западносибирским материалам. Начиная с VII-VIII вв., по А. А. Гавриловой, наибольшее распространение получили луки только с двумя срединными накладками. Они бытовали до IX-Х вв. Боковые же концевые накладки использовались в Западной Сибири до первых веков второго тысячелетия. Самые поздние их находки происходят из могильника Седова Заимка в Новосибирском Приобье XI-XIII вв. и поселения Преображенка-4 XIV-XV вв. (рис. 3. 2, 3). К этому времени луки типов 1-4 постепенно исчезают, на смену им появляются образцы монгольского типа (со срединными веслообразными накладками), вместе с ними распространяются и крупные наконечники стрел своеобразных форм.

(…)

Цельнодеревянные конструкции оставались, по всей видимости, ведущей формой лука в Западной Сибири на протяжении всего средневековья. Именно этим, скорее всего, объясняется дисбаланс, наблюдаемый между общим количеством погребений с наконечниками стрел, следами колчанов в них и остатками лука, фиксируемыми в виде накладок*.


Рис. 3. Усиливающие детали луков.
1 - врезной деревянный конец (Венгерово-VII); 2, 3 - концевые накладки; 4,5 - фронтальные накладки.

Бытование цельнодеревянного лука

Цельнодеревянный лук без костяных накладок (возможно, в связи с усилением резкости климата в 14 в. или в связи с отмиранием техонологически излишних форм) становится в Западной Сибири ведущей формой с середины II тысячелетия до времени этнографической современности. Хантныйский эпос донес описание такого цельнодеревянного сложного лука.

""Крем-левый лук сделан из кремлевого дерева. Он сделан из одной целой половинки боровой сосны. Березовый лук сделан из березового дерева. Он сделан из одной целой половинки дубравной сосны. Лук, снабженный берестой, сделан (при помощи) бересты, содранной в дубраве. Пять целых дубравных берез были вполне израсходованы (на него). Клеевой лук склеен (соб.: сделан) (при помощи рыбьего клея)-клей был выварен (при этом) из пяти осетров. Пять котлов рыбьего клея целиком (на него) пошло..."

Это описание полностью совпадает с теми, которые были сделаны этнографами в конце прошлого - начале нынешнего века. Согласно последним кибить лука изготовлена из двух планок: нижняя - из тонкоствольной сосны или ели, верхняя - из березы. Особое внимание уделялось выбору сосны: использовалось только дерево, выросшее на опушке леса или склоне оврага, обращенных к югу. Выбирали дерево, постоянно обращенное к солнцу. Его древесина (креневая, или кремлевая) была в большей степени пропитана смолами и обладала повышенной прочностью. Концы лука изготовляли из черемухи. Детали тщательно подгоняли друг к другу. На специальном гибале кремлевую часть прокаливали и промазывали смолой до тех пор, пока она не приобретала нужную форму. Затем лук окончательно монтировали и склеивали. Иногда утолщение в средней части с нижней стороны делали из черемуховой плашки. После сборки лук обклеивали берестой. Для этого отбирали только внутренние тонкие слои бересты, которые проваривали и крепили в мокром виде. Длина тетивы, которую вили из крапивной или конопляной кудели, была на 25-30 см короче лука. Иногда ее изготовляли из сухожилий. Тетиву полировали, протягивая через отверстия в дереве, и делали на концах ушки. Готовую тетиву иногда обклеивали берестой".

"Такие луки состояли из двух деревянных (из разных пород) тщательно обработанных и пригнанных пластинок. Максимальная их ширина в районе плеч достигала 4 см; длина кибити колебалась в пределах 120-145 см. Верхняя плашка в сечении представляла собой сильно уплощенный сегмент, нижняя - чуть более выпуклой формы. Между собой они скреплялись плоскими сторонами таким образом, что плечо лука в плане представляло эллипс. В центральной части лук утончался в продольном сечении, но расширялся в поперечном, напоминая со спинки вытянутую восьмерку. В отдельных случаях в центральной части фиксировалась усиливающая деревянная надставка (накладка). Концы лука были вырезаны из отдельных кусочков дерева и вставлены в шип между верхней и нижней составляющими. По всей видимости, они крепились под некоторым углом к кибити. Однако не вполне удовлетворительная сохранность и деформация в земле не позволяют надежно решить этот вопрос. По этой же причине затруднительно говорить о форме выреза под тетиву. Дерево для кибити подбиралось так, чтобы его годичные кольца соответствовали внешнему закругленному профилю выстругиваемой планки. После окончательного монтажа готовый лук обклеивался длинными полосками бересты. Стыковочный шов приходился на сторону, обращенную к тетиве.

Особенность одного из луков, найденных в могильнике Абрамово-10, - металлическая скоба, петлеобразно охватывающая верхнюю часть рукояти. Один из ее концов уходит в сторону (перпендикулярно продольной оси) и потом загибается вверх. Очевидно, скоба служила в качестве направляющего выступа для стрелы.

Луки описанной конструкции хорошо известны по этнографическим материалам. По мнению Ю. Б. Симченко, они относятся к западносибирскому типу таежной полосы, который отличался от другого (с концами, вставленными в прорезь на обеих половинах (Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Азии. - М., 1976.- С. 133.)) вклейкой выгнутых концов между планками кибити".

См. также изготовление лука (1, 2).

* В позднесредневековом могильнике Кыштовка-2 (16-18 вв.), несмотря на весьма представительную серию наконечников стрел, ни в одном из 140 раскопанных курганов не обнаружено костяных накладок. Безусловный интерес представляет находка (погр. 1, кург. 134) цельнодеревянного лука, которая в сочетании с аналогичными и примерно синхронными материалами могильников Абрамово-10 (16-17 вв.) и Молчановского (16-17 вв.) на Оби (в последнем также не обнаружено костяных накладок) дает наглядное представление о конструктивных особенностях этого рода.

(...)

"В этой связи показательна находка Д. Г. Савинова и Н. В. Полосьмак из саргатского могильника Венгерово-7. Хорошо сохранился только врезной конец лука (рис. 3. 1), но именно он, демонстрируя генетическую связь с более поздними и этнографическими образцами, позволяет с уверенностью говорить о появлении цельнодеревянных клеёных луков западно-сибирского типа уже задолго до тюркского, а тем более монгольского времени и о сосуществовании их с моделями "гуннского типа" в период наибольшего распространения последних на североазиатских просторах".

Дальнобойность

На данный момент примерная дальнобойность средневекового сибирского лука рассчитана теоретически.

"Какими же параметрами обладали древние луки и как далеко могли стрелять средневековые лучники? Точными данными на этот счет мы не располагаем. Устная традиция сколько-нибудь достоверных сведений до нас не донесла. Свойственная героическому эпосу гиперболизация не способствует установлению объективной истины. Для решения вопроса были обследованы абрамовские луки: по их параметрам на основе теории упругости была сделана попытка рассмотреть в общем плане потенциальную их дальнобойность. За основу взят наиболее распространенный и принципиально решаемый случай цельно-деревянной конструкции. По расчетным данным, в зависимости от исходных величин дальность полета стрелы колебалась в пределах 140-230 м. Практически полученные данные носят приближенный, оценочный характер. Реальные показатели могли колебаться в ту и другую сторону, но, вероятно, ненамного". Другие данные: "Как отмечал А. Ф. Медведев, у европейских и восточных лучников дистанция стрельбы, за пределами которой точное попадание уже невозможно, - 300 локтей, т. е. 154-156 м. А. П. Окладников, приводя факты о дальнобойности североамериканских луков, отмечает, что они наносили серьезные раны при стрельбе на расстоянии 80-100 м. В условиях закрытого лесного пространства реально возможная дальность прямого выстрела должна колебаться в этих пределах, впрочем, она могла быть и ниже. Это, однако, не значит, что таежные жители не стремились повысить мощь лука. По фольклорным материалам известно о могучих луках, натянуть которые не в состоянии и несколько человек. Воспеваются богатыри, которые могут стрелой поразить врага сквозь дерево, разбить камень, снести столб, а ветром, поднятым тетивой, смести в кучу весь обильный мусор городища. О мощности луков можно судить и по этнографическим сведениям об убойной силе данного оружия. Согласно сообщению Л. Шренка, гиляки на медвежьих праздниках "с близкого расстояния одной стрелой наповал разили медведя". Не уступают им и западно-сибирские лучники, которые "сих убо хитростей и чада свои изучает и от младых когтей приноравливать к стрелянию из лука... И таково хитростно в своем рукоделии изучены, яко всяк в младости своей изучился лук себе из дерева и стрелы сам делать и наикрепчайших зверев: медведя, лосей, оленя убивать".

Способы стрельбы

На основе отрывочных фолклорных данных А. И. Соловьев выделил два способа стрельбы из лука.

Первый:
оружие держали прямо перед собой, тетиву натягивали к груди;

второй:
лук высоко поднимали, а тетиву натягивали к уху.

"Только последним способом, очевидно, можно было оттянуть стрелу на всю длину четырехчетвертного древка и трехчетвертного наконечника. В предании эти способы противопоставляются: первым стреляли ненцы, вторым - ханты, но, очевидно, их различия обусловливались характером прицеливания в зависимости от дистанции.

Народам Сибири было известно несколько способов прицеливания, например, у обских угров практиковалось наведение на цель через оперение и наконечник по оптической оси, задаваемой этими двумя точками. Этот способ очень верен, дает хорошие результаты, и ему отдавалось предпочтение. Однако с военной точки зрения лучшим считался тот, при котором наведение производится в момент, когда стрела натянута на 2/3 своей длины. После чего следуют натяжение до предела и быстрый спуск. Это сильно экономит время, позволяет обмануть противника, меньше устает глаз. Кроме того, он позволяет успешнее стрелять "с поводкой" по движущейся цели. В этом деле древние лучники достигли высоких результатов. По свидетельству Г. Новицкого, остяки "птиц всяких, не только по воде плавающих, но и по воздуху летающих, в самом летании стрелами улучают".

Стрельба в лесу накоротке по быстро исчезающей в зарослях добыче требовала высокой сноровки, четкости и слаженности действий, точности и выдержки, т. е. качеств, в равной степени необходимых охотнику и воину. Очевидно, в результате тренировок достигалась и большая скорость стрельбы. Весьма примечательным в этом смысле является сообщение Р. Маака, который был свидетелем, как некий тунгус, взяв две стрелы с тупыми наконечниками, одну из них пустил вверх, и пока она летела, схватил другую и сбил ею падающую. "Из 10 выстрелов он действительно попал в цель от 7 до 8 раз". Безусловно, для столь успешной стрельбы надо учитывать силу собственного лука, расстояние до цели, предельную дальность полета стрелы и т. д. В условиях боя правильный анализ этой суммы быстро меняющихся факторов приобретал еще большее значение. Древние лучники прекрасно знали свойства своих луков и их дальнобойность, которая колебалась в общей массе, видимо, в не очень значительных пределах. Доказательством этому может служить неоднократно упоминаемая в героическом эпосе мера "расстояние полета стрелы". На нее, однако, помимо упругости кибити, влияет ряд факторов: толщина тетивы, характер оперения стрелы*, ее прогиб и вибрация, а также форма наконечников".

Наконечники стрел | Изготовление лука (1, 2) | Этнографический лук

Тетива

Хантыйский эпос сообщает нам о материале тетивы:
"Кремлевый лук сделан из кремлевого дерева... Тетивный лук снабжен (соб.: сделан) тетивой. На нее было вполне израсходовано пять куч тяпарской крапивы, сорванной на месте, где стоял тяпарский дом. На другую прядь золотистого шелка пять целых куч было вполне израсходовано" (Patkanov S. Die Irtysch-Ostjaken und inre Volkspoesie.- Spb, 1900.- T. 2.- S. 83)".

Видимо, шелковая тетива предназначалась для профессиональных военных, а не для рядовых охотников.

Другие исследователи говорят также о конопляной или сухожильной тетиве в Сибири: "Длина тетивы, которую вили из крапивной или конопляной кудели, была на 25-30 см короче лука. Иногда ее изготовляли из сухожилий. Тетиву полировали, протягивая через отверстия в дереве, и делали на концах ушки. Готовую тетиву иногда обклеивали берестой" (Дмитриев-Садовников Гр. Лук ваховских остяков… С. 7-8: Цит. по СВДКН".

Стрелы | Колчаны | Тактика

(СВДКН)

"На готовый лук надевали съемную тетиву. У чукчей, эвенков, якутов тетива делалась из сыромятных ремней, у айнов - из лыка. У хантов она свивалась из двух прядей конопляной или крапивной кудели, вымачивалась, вытягивалась путем наматывания на деревянные бруски, высушивалась, вновь вымачивалась в горячем клее, вытягивалась и просушивалась, затем оклеивалась берестой. У народов Амура для тетивы применялись покупные шелковые нити. Существовало несколько способов крепления тетивы: у айнов, нанайцев она привязывалась через отверстия на концы древка, у манси накладывалась на продольную или поперечную нарезку на древке, у алеутов, чукчей, коряков навешивалась петлей на скошенные концы древка, у нивхов, чуванцев, якутов, хантов, ненцев, коми-зырян крепилась на спец. чашкообразной форме на древке" (СЭ).

Hosted by uCoz