Тактика средневековых отрядов коренных жителей Сибири

хронология

Состав войска

Лук был главным наступательным и оборонительным оружием Остяков.
                                                                                                              С. К. Патканов

Войско какой-либо территории состояло из профессиональных воинов (дружины вождя), называемых в эпосе отерами или уртами, т. е. богатырями, и из ополчения. Резкой границы между воинами и охотниками, видимо, не существовало. Когда речь шла о готовящемся набеге, после собрания мужчин начиналась вербовка участников похода:
""Младший муж встал, взял полено из-за чувала (очага), срезал на нём три грани и зарубил 150 мужей со своей области, и старший муж взял полено из-за чувала и зарубил 150 мужей со своей стороны*". В дальнейшем изложении каждый из братьев является начальником над своим отрядом, хотя только старший из них имеет звание "главнокомандующего войсками (т'ат' ух)" (ПТОБ, с. 41).

"Военизированные формирования богатырей и князцов, по сути, являлись еще милиционными образованиями. Имеющиеся источники позволяют предполагать, что собственно военные формирования состояли из, двух неравных частей, большую из которых составляло ополчение. Материалы героических сказаний и устной, традиции живо рисуют эту картину:
когда вопрос о походе решен, "младший муж встал, взял из-за чувала полено, нарезал на нем три грани и отметил зарубками 150 мужей со своей стороны: (где) был плох отец, зарубался сын, (где) был плох сын, зарубался отец". Так же поступал и другой брат. Далее назначалось время и место сбора, даются наставления. В случае особо грозной опасности выступление носило? видимо, тотальный характер в рамках племенного объединения" (СВДКН).

* Речь идёт о Цингальской волости и двух вождях-братьях, сидящих в ней по разные стороны Иртыша.

Исследователи называют такое число участников с одной стороны (ПТОБ), (СОиД):
Набег - 40-50 чел.
Война соседей или крупный поход - 200-300 чел. (с ополчением)
В более позднее время (17 в.) - войско многих родов при столкновении с русскими казаками - 2 тыс. чел.

В условиях тайги нападение часто начиналось из двухсторонней засады, при необходимости производилось временное отступление и новое нападение. Преимущественно отряды сражались рассыпной стрелковой цепью.

"Как и все дикие народы, они не умели сражаться сомкнутыми рядами, а дрались врассыпную, причем каждый выискивал себе противника, чтобы с ним схватиться" пишет С. К. Патканов (ПТОБ, c. 65).

Однако материалы эпоса говорят также о несколько более сложных построениях - при осаде укрепленных городков. Впереди шли более тяжеловооруженные воины в доспехах (см. 15 в.), наиболее именитые из них, вооруженные палашами и мечами, остальные же - пальмами, копьями, чеканами, кистенями и боевыми ножами. Их задачей было прорубиться в городище.

Считается, что за одним тяжеловооруженными воином (ТВ) укрывалось несколько лучных стрелков (МВДТН):

____TВ___        ____ТВ_____
 стрелки               стрелки

Тактические построения: "О них можно судить лишь по косвенным данным. Очевидно, существовали разные способы окружения. Эпизоды с окружением часто встречаются в фольклоре, например: "кругом землянки с луками стоят", "враги их город окружили", "обошли землянку цепью. Он выбегает на улицу. Видит - все стрелы насторожились". "Кругом слышны (какие-то) звуки. Пришедшее войско наши чумы окружило со всех сторон. Тут кто-то, слышно, говорит: "идите в три ряда, взявшись за руки. Не упустите младшего..."" и т. д.

Говоря об окружении, следует отметить, что, судя по фольклорным материалам, оно не являлось оперативным, т. е. не проводилось во время бой путем маневрирования и использования резервов, а являлось исходной позицией одной из сторон перед началом военных действий. Окружение начиналось заблаговременно, еще до начала собственно сражения. Интересно, что в мансийском языке, например, военный термин "окружение" - "яртмунг-кве" означает собственно окружение при нападения, задержание. Основой для такого рода тактического "маневра" являлся, по всей видимости, рассыпной строй. Тактику рассыпного стрелкового строя Ф. Энгельс связывал, в своей основе, с охотничьими народами. Он отмечал, что в густых лесах "длинные маршевые колонны были беззащитны против огня рассыпанных, невидимых стрелков. Рассыпаясь подвижными цепями, они пользовались каждый естественным прикрытием, чтобы наносить врагу удары. При этом, благодаря своей большой подвижности, они оставались всегда недосягаемыми..." (СВДКН).

"Таким образом, материалы фольклора свидетельствуют о ведущей роли лука в общей системе вооружения. Это положение подтверждается археологическими данными: наконечники стрел являются одной из наиболее массовых категорий находок. Имеющиеся неясные сведения о боевых порядках войск во время сражения также свидетельствуют об их подчиненности нуждам лучного боя. Из фольклорных материалов следует, что наряду с рассыпной стрелковой цепью в бою использовались и некоторые более сложные построения. Первую ударную линию составляла цепь, очевидно, тяжеловооруженных воинов (в доспехах, прошедших специальную подготовку по отбиванию стрел). За каждым из них становились стрелки, количество которых зависело от общей численности войска и доли в ней панцирных воинов. По одним свидетельствам, за каждым тяжеловооруженным воином стояло 10 чел., по другим - 30. Фактически разброс мог быть и больше. Взаимный порядок построения этих единиц был, по всей видимости, линейный. Функции первого эшелона состояли в защите второго, который использовал латников как прикрытие. Этот порядок вырисовывается из следующего сообщения: "У одного только человека была кольчуга. Его с малых лет учат стрелы отбивать... Этот человек впереди стоит. Остальные за его спиной стоят. Выглядывают и стреляют". Одновременно стрелки прикрывали своих защитников от внезапных ударов с тыла. Такой строй, очевидно, облегчал сближение с противником и атаку. Вероятно, он обеспечивал эффективность "при взятии городков, позволяя приблизиться под градом стрел к стенам, и, пока лучники сбивали стрелами со стен защитников, некоторые тяжеловооруженные воины, прорубали ограждения. Эпос содержит лишь косвенные данные на этот счет. Одетый в панцирь богатырь рубит топором стену. Занятый этим делом, он мало обращает внимания по сторонам. Защитники, естественно, пытаются поразить его стрелой, придавить бревном или же вывести из строя каким-нибудь другим способом. Защитить свою ударную единицу от неприятеля и призваны в данный момент стрелки, которые под прикрытием одетых в доспехи воинов подбираются под стены городища. Принципы такого боевого порядка, когда за тяжеловооруженными воинами, выполняющими функцию прикрытия, стояло несколько активно действующих стрелков, составляющих боевую единицу, хорошо известны. Они характерны прежде всего для пехотных формирований ранних армий древности. Такое построение уже требовало серьезной выучки. Вообще же армия милиционного типа, несмотря на высокую индивидуальную подготовку состава, в силу своего характера могла освоить лишь элементарные боевые порядки, предполагающие осуществление несложных маневров. В этом аспекте описанное построение представляется высшей ступенью в развитии тактических основ военного дела, которой могло достичь лесное население" (СВДКН).

Однако в тайге высокое развитие получила другая тактика - тактика партизанской войны.

Укрепления

В климате Зап. Сибири, в Обь-Иртышьи, в средние века вряд ли могли получить широкое распространение конные воины, однако в сказании о богатырях Эмдера (реальной крепости 12-15 вв.) и др. указано, что среди элиты владельцы коня (тау) встречались.

"Характер действий и состав воинских формирований во многом зависели от условий ландшафта как театра войны. Неровная пересеченная местность, пронизанная многочисленными реками и речками, оврагами и обширными болотами, с густыми лесами и валежником крайне затрудняла действия больших воинских масс, предоставляя неоспоримые преимущества сравнительно небольшим отрядам. Кавалерия теряет здесь мобильность, маневренность, массированность атаки. Зимой, когда замерзают болота и реки, серьезным препятствием для передвижения этого рода войск является глубокий снежный покров. Лошади в снегу "грузли до того, что виднелась одна голова" и, вынуждены были передвигаться "прыгая в глубоком снегу, как зайцы, и поминутно останавливаясь". Конница в этих условиях вряд ли могла иметь самостоятельное военное значение, тем более что это не подкреплялось потенциалом хозяйства. Лошадь скорее всего использовалась в транспортных целях. В былинах имеются упоминания о лошади, но нигде не говорится о кавалерии как о самостоятельной военной единице.

(…)

Конница предстает здесь как нечто чуждое, враждебное. В исторических преданиях она устойчиво связывается с татарами и кыргызами, совершавшими верхом грабительские набеги со стороны Кии, Тары и др. В хантыйских легендах особо говорится о гибели в болотах или засадах лошадей, а с иx потерей и войска. Аналогичные мотивы есть и в селькупской устной традиции, согласно которой радикальным средством борьбы с конными отрядами татар (тыыл-гуп) были засады" (СВДКН).

"… в одной из былин рассказывается, что трое князей из города Кары-поспат-урдат-вош оптравились в поход и привезли оттуда по славному крылоногому животному… и по красавице полуденной страны. Далее описывается, как они пустились на этих крылоногих животных настигать Эмдерских богатырей, догнали их и изрубили" (ПТОБ, с. 35-36).

Более западные манси коней использовали, как в конных нартах, так, вероятно, и для патрулирования (см. фигуры Объезжающего-Мир-Человека 1, 2, 3, 4), однако рода войск у коренных народов не могли иметь резких границ.

Приближение к вражеским позициям

Летние набеги осуществлялись в основном на лодках, зимние на оленьих нартах. Лёгкие берестяные лодки можно было переносить, скрываясь в лесу и перебегая по волокам. Большое значение придавалось тактике партизанской войны, с её разведывательными операциями и внезапными нападениями.

Схема боя

Основным оружием являлись лук и стрелы. Ими прежде всего стремились вывести противника из строя. Каждая из сторон попыталась напасть внезапно. По мере возможности использовались естественные защитные свойства местности. Первый и основной этап боя - перестрелка из лука. В случае неудачи слабая сторона отступала. Рукопашная схватка имела вспомогательное значение. Несмотря на довольно частое упоминание рубяще-колющего оружия в преданиях, из них не следует, что богатыри часто рубились на поединках. (…) Лук и стрелы были атрибутами воина во всех преданиях, с ними он начинал борьбу и продолжал преследование (Чернецов В. Н. Вогульские сказки.- С. 100, 101, 126 и др. ). Богатырь даже рождается "держащий лук в руке, (привычной) к луку" (Patkanov S. Die Irtysch-Ostjaken...- S. 40). В предании "Два брата" богатырь Теборет, измученный постоянными нападениями врагов, в ответ на свою просьбу получает от Торума "огромный лук и стрелу".

(…) В эпических песнях и сказаниях сложились даже своего рода формулы, характеризующие начало сражения и его ход. Воины "словно обрадовались своим лукам", "только сверкают тетивы их луков" (Эпические песни ненцев... С. 453, 457, 458, 497), "кольчуги надели, луки, стрелы схватили и выбежали" (Чернецов В. Н Вогульские сказки.- С. 98, 99). "Много врагов положил, но у самого силы кончились. На пальцах тетивой мясо пообдирало, кости показались" (Там же.- С. 134, 135).

"Кровавый богатырь... вышел со своим сыном на улицу... его сын положил стрелу на тетиву лука, натянул тетиву и спустил... (Произведенным ветром) был сметен в кучу изобильный мусор всего селения, был сметен в кучу весь обильный сор всего города. Попав рубящему мужу в самую (соб.: хорошую) середину между двумя лопатками, она и сильно изогнулась, подобно тому как у ложечника (гнется дерево) на канграсе. Ее черенок раскололся и изломался (при этом) в мелкие куски подобно игрушке маленьких детей" (Patkanov S. Die Irtysch-Ostjaken...- S. 32). Чтобы подчеркнуть продолжительность боя, в былинах говорится: уже пальцы устали от натягивания лука, а кольчуга пришла в негодность от многочисленных попаданий стрел (Ibid.- S. 9, 17). Обращение за помощью звучит как просьба "заменить новыми изломанные черенки стрел, приделать новые перья к стрелам, у которых они изорвались".

В отдельных случаях селькупы, например, считали убитых по тетивам. "Собрали тетиву с ненецких луков (у погибших) - на две нарточки сложили. Собрали у наших - на одну нарточку сложили..." (Пелих Г. И. Селькупы XVII века... - С. 44).

Поединки

В том случае, если перестрелка не приносила удачи ни одной из сторон, противники переходили к более решительным действиям. Как раз о таком случае повествует былина про богатырей Эмдера: "Когда их кольчуги сделались негодными, они израсходовали свои стрелы. {Тогда) они стали поражать друг друга лиственничными дубинками" (Patkanov S. Die Irtyach-Ostjaken...- S. 17). Этот рукопашный бой по мере постепенного использования средств нападения и защиты переходил в драку голыми руками. Таким образом, поединок развивался по тому же плану, что и сражение войск: первый этап - перестрелка, второй - рукопашная схватка с применением всех имеющихся средств, третий - преследование (если в нем была необходимость). Впрочем, в некоторых случаях данная схема могла упрощаться за счет отказа от какого-либо этапа и ограничения рамок поединка. Стороны предварительно договаривались об этом. Так, в предании "О двух внуках старика с вершины речки, откуда бежит вода" поединок сразу начинается с рукопашной. Враги решают: "Будем сражаться топором и мечом (соб : ножом)!" (Ibid.- S. 9) В другом случае стороны еще более ограничивают себя в средствах боя: " - На тебя и стрелу жалко тратить, кулаком убью! - Да и я в тебя стрелять не стану, и так пришибу!" Бороться схватились. Аут-Отыр скоро свалился" (Чернецов В. Н. Вогульские сказки.- С. 100.). Регламентирующие меры принимались, вероятно, для того, чтобы только уравнять положение соперников, свести дело к состязанию в силе, ловкости и выносливости. Уже после того, как противник был повержен, победитель брал нож. " - Как будем биться - из лука стреляя или в рукопашную схватимся? - А для чего тогда руки у нас?" - Вищ-Отыр отвечает. Лук в сторону бросил, на лесного духа бросился. Схватились бороться. Вскоре Вор-Пупы Вищ-Отыра наземь повалил. Нож выдернул, горло врагу перерезать собирается" (Там же.- С. 136). Такие поединки, впрочем, не всегда заканчивались гибелью одного из участников. Если ни одна из сторон не могла в течение длительного времени (которое, кстати, не регламентировалось) одержать победу, противники расходились, давая взаимную клятву "не идти сражаться друг с другом на женский век, не идти сражаться друг с другом на мужской век. Кто из (нас) богатырей сделается нарушителем клятвы, у того пусть будет содрана его отливающаяся головная кожа" (Там же.- С. 31" (СВДКН).

Военные хитрости

"Тактические приемы борьбы с более сильным противником заключались в создании засад, применении средств активной маскировки и обмана. Так, один из героев селькупского фольклора, попав в трудную ситуацию, ставит позади себя снопы трави и сена, имитируя следующее за ним войско. Один из братьев - героев вогульского предания о Лорвожском соре - использует для этой цели тела убитых. Берегаевский богатырь (р. Чулым), спасаясь от преследования, делает чучела а размещает их вокруг костра, а сам с воинами прячется в стороне за кусты и деревья. Когда введенные в заблуждение враги подкрадываются и нападают на якобы ничего не подозревающий лагерь, воины из засады расстреливают их. Аналогичные сюжеты развиваются в хантыйских былинах" (СВДКН) .

Кроме того, для охраны святилищ устанавливались самострелы (см. этнографический самострел).

Сражения на воде подразумевали устройствo тайных противолодочных устройств в виде подводных кольев и шумовых ловушек, на которые напарывались берестяные лодки, и обстрел противника.

Особенности вооружений

К 15 в. "намечается тенденция к созданию универсального оружия, которое могло использоваться в производственной деятельности. При этом исчезают специфические формы клинкового оружия. Наибольшее распространение получают местные универсальные типы: топоры, ножи, пальмы, лук и стрелы" (СВДКН).

Наибольшими фехтовальными возможностями обладала пальма.

"Требовалось создать комплекс вооружения для эффективного использования на охоте и в бою. Клинковое оружие с этой точки зрения не вызывало интереса: эффективность его использования в условиях закрытой местности была не столь высокой, кроме того, его производство отличалось сложностью и дороговизной. Не случайно в фольклоре отмечается наличие клинкового оружия лишь у отдельных князей и богатырей. Основным, наиболее распространенным универсальным рубяще-колющим оружием ближнего боя становится рубильный нож (пальма). Будучи насаженным на древко, он позволял наносить колющие и рубящие удары, заменяя одновременно и палаш (саблю), и копье. Он мог использоваться и на охоте. Основой для создания данной формы, как представляется, послужили палаши, боевые свойства которых допускали, в отличие от сабли, такую возможность. По сравнению с мечом они проще в производстве, при соответствующих изменениях позволяли полнее сконцентрировать массу на удар. К тому времени меч исчезает как оружие. На базе палашей в результате создания слегка выпуклого лезвия, уменьшения размеров до 40-50 см, увеличения массы появился рубильный нож, который сохранил ряд морфологических черт своего предшественника" (СВДКН).

"По свидетельству охотника и путешественника А. Черкалова (60-ые годы XIX в.), одним ударом пальмы срубалось дерево толщиной с руку, а другим рассекалось пополам, прежде чем его ствол успевал конуться земли" (СОиД). Согласно расчетным данным А. И. Мартынова, колющего удара силой в 11-12 кг достаточно для безусловного поражения противника (Мартынов А. И. Лесостепная татарская культура. - Новосибирск, 1979. - С 52).

Лук | Стрелы | Наконечники стрел | Колчаны | Древковое оружие | Пробиваемость доспехов

Список сокращений
Hosted by uCoz